Компенсация затрат российских авиаперевозчиков на керосин за счет бюджета может вырасти по итогам марта более чем в четыре раза по сравнению с февралем — до 16,5 млрд руб. Рост выплат по демпферу на авиакеросин происходит несмотря на резкое снижение потребления, которое в марте, по оценке «Петромаркета», сократится еще на 25%, до 300 тыс. тонн. Демпфер растет из-за резкого ослабления рубля к доллару и увеличения цен на керосин в Европе на фоне роста цен на нефть.
Впервые демпфер заработал для авиакомпаний в сентябре 2021 года. Из бюджета перевозчики получают 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и фиксированной оптовой ценой в РФ. В 2021 году эта цена была установлена на уровне 53,2 тыс. руб. за тонну, в 2022 году — 55,9 тыс. По данным ФАС, в феврале экспортная альтернатива для керосина выросла на 11,6% по сравнению с январем, до 77,8 тыс. руб. Для сравнения: на 10 марта экспортная альтернатива, по оценке биржи СПбМТСБ, составляла 172 тыс. руб., а оптовая цена внутри РФ — 64 тыс. за тонну. По оценкам «Петромаркета», потребление керосина авиакомпаниями за февраль упало на 17%, до 398 тыс. тонн «в основном в результате сезонного снижения пассажирооборота». Демпфер за февраль вырос на 58%, до 14,2 тыс. руб. за тонну, совокупная выплата может составить 5,6 млрд руб.
По оценке Елены Сахновой из «ВТБ Капитала», потребление керосина авиакомпаниями в феврале составило около 350 тыс. тонн, соответственно, размер демпфера за февраль может составить около 5 млрд руб. В марте при текущих ценах на нефть и курсе рубля, полагает она, компенсация может составить около 12–15 млрд руб.
В большинстве опрошенных “Ъ” авиакомпаний воздержались от официальных комментариев. Однако источники в некоторых перевозчиках опасаются, что власти могут пойти на корректировку Налогового кодекса с тем, чтобы снизить размер демпфера, зависящего сейчас от курса рубля. «Это не самый большой страх — на пепелище авиации потерять еще и сдачу (выплату демпфера), но любые деньги сейчас — не лишние»,— описал ситуацию один из топ-менеджеров российской авиакомпании.
«Безусловно, мы не рассчитывали на произошедшие позитивные для нас изменения финальной стоимости тонны керосина, и эта составляющая является крайне важной для устойчивости авиакомпании на сложном конкурентном рынке»,— рассказали в Smartavia. С учетом ограничений и вынужденного отказа от программы международных полетов на ближайшее время перевозчик допускает избыток авиатоплива на внутреннем рынке, «что должно привести если не к снижению стоимости тонны авиакеросина (внутри РФ), то хотя бы к стабилизации цены». «Было бы предпочтительно выиграть от этой ситуации за счет снижения затрат на топливо и выплат в рамках демпферного механизма»,— добавили в авиакомпании, уточнив, что «влияние топливной составляющей на стоимость билета в текущей ситуации минимально».
Основные инструменты господдержки, вероятнее всего, в обозримой перспективе сосредоточатся на субсидировании авиаперевозок, а не на демпферном механизме, полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Перед государством стоит задача сохранения транспортной и ценовой доступности авиаперевозок, отмечает он. «Учитывая, что основу маршрутных сетей авиакомпаний в ближайшее время будут составлять внутрироссийские направления, нет особых сомнений, что будут приняты меры по удержанию цен на перевозки в приемлемых для пассажира рамках»,— считает эксперт. Возможно, властями будет расширена программа субсидирования по географическому принципу или госпомощи льготным категориям пассажиров. «Скорее всего, контроль за ценами и парирование роста издержек субсидированием станут для гражданской авиации России новой нормой»,— заключает он.