авто

Вице-премьер Дмитрий Козак торопит автоконцерны, еще не подписавшие специнвестконтракты (СПИК), сделать это до марта-апреля, поскольку отрасль может не попасть в новый механизм промышленных субсидий СПИК 2.0. О готовности заключить контракты сразу же сообщили альянс Peugeot и Citroen (PSA) и Volvo Trucks. Не заключившим СПИК компаниям придется работать на рынке без промсубсидий — неофициальной компенсации утильсбора.

Дмитрий Козак призвал автоконцерны быстрее подавать заявки на старый СПИК, который должен заменить соглашения о промсборке, поскольку новый механизм поддержки промышленности — СПИК 2.0, вероятно, не будет распространен на автопром. СПИК 2.0 коснется только локализации отсутствующих в РФ технологий, и его подписание возможно лишь по конкурсу. Дедлайн подачи заявок на старый СПИК «где-нибудь в марте-апреле», отметил чиновник в ходе посещения Калужского автомобильного кластера (цитата по «Интерфаксу»). Правительство рассчитывает принять СПИК 2.0 до июля.

Представитель вице-премьера Илья Джус пояснил, что автоконцернам, до сих пор не подписавшим СПИК 1.0, предоставлена такая возможность, чтобы обеспечить равные условия ведения бизнеса. Но о полном закрытии СПИК 2.0 для автопрома говорить пока рано, уточняет господин Джус.

Источники полагают, что СПИК 2.0 в любом случае не будет представлять интереса для автопрома из-за необходимости локализовать инновационные технологии.

СПИК 1.0 дает налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции, введен в 2015 году. Автоконцернам контракты были нужны как замена льгот по истекавшим соглашениям о промсборке, в том числе субсидий, которые являются де-факто компенсацией утильсбора. Ряд производителей уже успели подписать старые СПИК: АвтоВАЗ—Renault—Nissan—Mitsubishi, Hyundai, группа ГАЗ, Daimler, ожидают одобрения «Автотор» и BMW.

Среди производителей легковых автомобилей, еще не заключивших СПИК, интерес к контракту проявлял Ford Sollers: как сообщили в компании, вопрос об этом включен в стратегический пересмотр планов СП. Дмитрий Козак также заявил, что в Минпромторге находится заявка Volkswagen. Среди концернов, которые получают компенсации утильсбора по соглашениям о промсборке, но пока не проявили интерес к СПИК, источники в правительстве называли PSA и Toyota. В PSA 1 февраля заявили, что рассматривают возможность заключения контракта и до конца февраля обсудят этот вопрос на встрече с вице-премьером. В Toyota планы на СПИК не комментируют.

Остается открытым вопрос о том, с кем из держателей СПИК будет работать Mitsubishi. По данным “Ъ”, в последние годы именно японцы обеспечивали основную загрузку калужского завода ООО «ПСМА» (70% у PSA, 30% у Mitsubishi). Но Mitsubishi в альянсе с Renault и Nissan будет привлеченной стороной в СПИК АвтоВАЗа, который предполагает развитие модельного ряда всех брендов. Источник говорит, что уход Mitsubishi с завода в Калуге произойдет не раньше окончания жизненного цикла производимых моделей, это примерно 2022 год. Другой собеседник отмечает, что в планах был полный переход на производство Mitsubishi на мощностях АвтоВАЗа, но японцы до сих пор не приняли решение. В PSA говорят лишь, что продолжают работать с Mitsubishi.

Минпромторг при обсуждении СПИК требует локализовать выпуск двигателей и коробок передач (так в контракте с «Хендэ Мотор СНГ»).

Но даже в случае сборки части моделей Mitsubishi в Калуге объемы не позволят PSA исполнить такие обязательства, считают источники. По их словам, PSA может предложить не более чем модернизацию производства, где уже происходят сварка и окраска. В правительстве говорили о готовности на условиях выполнения таких операций по всем моделям подписать СПИК с калининградским «Автотором».

Интерес к СПИК проявили и в Volvo Trucks: гендиректор АО «Вольво Восток» Сергей Яворский сообщил, что компания заинтересована в развитии в РФ проекта по производству техники на сжиженном газе. Замглавы Минпромторга Александр Морозов поддержал идею, отметив, что компания может стать конкурентом КамАЗа. Источник на рынке говорит, что грузовики КамАЗа и Volvo — это разные ценовые сегменты, и даже компенсация утильсбора не окажет существенного влияния на цену, так как на него приходится лишь 10–15% стоимости машины. СПИК по грузовикам уже есть у КамАЗа и Daimler. В MAN и Scania не комментируют свои планы.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что разные условия СПИК создают некоторую неопределенность на рынке и не дают равных условий, но с учетом наличия ряда подписанных контрактов унификация СПИК уже затруднительна.