Впервые в истории «АвтоВАЗа» его руководителем может стать иностранец. Уходящего в отставку Игоря Комарова заменит президент группы ГАЗ Бу Андерссон.

Совет директоров «АвтоВАЗа» на ближайшем заседании рассмотрит отставку президента компании Игоря Комарова. На его место сам Комаров, председатель и зампред совета директоров Карлос Гон и Сергей Чемезов предложат назначить Бу Андерссона. Это один из кандидатов на освобождающуюся вакансию, сообщают Ведомости. Совет соберется 4 ноября, добавляет представитель компании. Пока и. о. президента будет исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному развитию «АвтоВАЗа» Олег Лобанов.

Андерссон с 2009 г. работал президентом группы ГАЗ Олега Дерипаски. До этого был вице-президентом General Motors по закупкам.

На самом деле альтернатив Андерссону нет, рассказал близкий к одному из акционеров «АвтоВАЗа» источник. Собеседник, близкий к другому акционеру компании, говорит, что Андерссон уже согласился возглавить «АвтоВАЗ».

Сам Комаров возглавил «АвтоВАЗ» тоже в 2009 г. Компания к тому времени получила беспрецедентную господдержку — 75 млрд руб. Но для того чтобы остаться на плаву, «АвтоВАЗу» надо было радикально сократить издержки и поставить на конвейер новые модели. Комарову и команде это удалось. Численность персонала была сокращена на треть, разработана стратегия развития до 2020 г., налажено производство Lada Granta, новой Lada Kalina, а также автомобилей на платформе альянса Renault-Nissan — Lada Largus и Nissan Almera (обе на платформе Renault Logan).

В ноябре у Комарова истекает трехлетний контракт. Он может возглавить Объединенную ракетно-космическую корпорацию, рассказывали  чиновник, близкий к руководству Роскосмоса, и источник, близкий к одному из акционеров «АвтоВАЗа».

Андерссон — хорошая замена Комарову, считают эксперты и совладельцы «АвтоВАЗа». «Это человек, который обладает знаниями в области мирового автомобилестроения, а его опыт на работы на ГАЗе показывает и умение работать в условиях российских реалий», — пояснила представитель Renault Оксана Назарова. Андерссон тоже умеет принимать жесткие решения. Так, он закрыл за нерентабельностью дорогостоящий проект по выпуску Volga Siber, обошедшийся компании примерно в $200 млн. Андерссон в сжатые сроки вывел группу ГАЗ из убытков, при нем было запущено производство нового поколения легких коммерческих автомобилей «Газель Next», подготовлено обновление модельного ряда автобусов и грузовиков, указывает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Также при Андерссоне ГАЗ начал контрактную сборку легковых и легких коммерческих автомобилей Volkswagen, General Motors и Daimler. Этого удалось добиться именно благодаря авторитету топ-менеджера, считает Беспалов.

Андерссон изменил систему работы ГАЗа с потенциальными покупателями и владельцами автомобилей, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Впервые в истории российского автопрома изменения в конструкцию автомобилей вносились на основании отзывов потребителей продукции завода, объясняет эксперт.

От Андерссона потребуется увеличивать конкурентоспособность и рентабельность «АвтоВАЗа», говорит Назарова. «Стратегия “АвтоВАЗа” “2020”, разработанная при Комарове с участием всех акционеров, в частности альянса Renault-Nissan, не меняется, будущий модельный ряд и стратегия развития компании определены, — объясняет она. — Теперь необходим человек, который будет воплощать эти планы в жизнь».

Желательно, чтобы у нового руководителя «АвтоВАЗа» была достаточная свобода действий, чтобы повышать эффективность предприятия: улучшать работу с поставщиками, продолжать реструктуризацию производства, оптимизировать количество персонала, рассуждает Беспалов. 

«Несмотря на многие правильные изменения, предприятие пока не в лучшей форме, — объясняет он. — Даже при небольшом сокращении авторынка, которое наблюдается сейчас, “АвтоВАЗ” показал убыток в I квартале». Потребуется избавляться от лишних производств и служб или выводить их за периметр компании. Примерно то же самое Андерссон успешно проделал на ГАЗе. «Но в Нижнем Новгороде, где находится головное производство ГАЗа, это все-таки было проще сделать: Тольятти — моногород, слишком сильно замкнутый на «АвтоВАЗ», — добавляет Беспалов.

Представитель «Ростеха» в четверг был недоступен для журналистов. Представитель группы ГАЗ от комментариев отказался.