Минпромторг хочет подписать специнвестконтракт (СПИК) с альянсом Renault-Nissan-АвтоВАЗ, несмотря на отсутствие в ведомстве их заявки. Речь идет не о групповом СПИК, как того хотели в альянсе: инвестором выступит АвтоВАЗ, а Renault, Nissan и, возможно, Mitsubishi — в качестве привлеченных сторон, которые не получат налоговых льгот. Мораторий вице-премьера Дмитрия Козака на подачу заявок собеседники считают не имеющим юридической силы. А источники в финансово-экономическом блоке правительства и вовсе говорят, что он снят.

Минпромторг планирует подписать СПИК с альянсом Renault-Nissan-АвтоВАЗ на действующих условиях инвестрежима наравне с заявками Hyundai, группы ГАЗ и BMW, сообщил глава министерства Денис Мантуров, добавив, что заявки последних «сейчас на выходе» на подписание. По его словам, в ведомстве рассчитывают, что альянс завершит работу по своей заявке и все четыре СПИК будут подписаны «в том режиме, который на сегодняшний день отработан». Министр уже заявлял о готовности подписать СПИК с альянсом, но концерны говорили, что для группы инвесторов такая возможность не предусмотрена.

Концепция СПИК 1.0 фиксировала неизменность налоговой нагрузки в обмен на инвестиции, причем по уже заключенным контрактам требовались сравнительно небольшие вложения.

В АвтоВАЗе работу по СПИК не комментируют. Как сообщил собеседник, знакомый с ситуацией, в рамках контракта инвестором будет только АвтоВАЗ, а Renault и Nissan выступят в качестве привлеченных сторон. Также, по его словам, оговаривается возможное участие Mitsubishi. В такой конфигурации налоговые льготы получит только АвтоВАЗ. При этом в случае изменения законодательства о СПИК с допущением к подписанию группы инвесторов контракт может быть трансформирован в групповой СПИК, говорит он. В Renault, Nissan и Mitsubishi не ответили. В целом СПИК для альянса должен стать гарантией доступа к промсубсидиям на все время действия контракта, отмечает собеседник. Де-факто речь идет о компенсации утильсбора для российских и локализованных в РФ концернов.

Собеседник говорит, что идею подписать контракт до конца года, поддерживает Минпромторг, но договоренности с ним по условиям соглашения пока не достигнуты: заявка может быть подана в течение двух недель. В Минпромторге не ответили.

Согласно протоколу совещания первого вице-премьера Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака от 25 июня, Минпромторгу, Минсельхозу и Минэнерго было поручено прекратить прием заявок на заключение СПИК по действующим правилам. Представитель господина Козака Илья Джус говорит, что формально мораторий не отменяли. Заявки Hyundai, группы ГАЗ и BMW, в отличие от альянса, уже были поданы в Минпромторг к тому времени. Но источник на авторынке полагает, что на фоне отсутствия в действующем законодательстве о СПИК оговорки о приостановлении процедуры подачи заявок мораторий юридической силы не имеет. Другой собеседник отмечает обязательность исполнения поручений. Собеседник “Ъ”, знакомый с ходом обсуждения условий СПИК альянса, говорит, что концерны, скорее всего, обратятся к Дмитрию Козаку с просьбой разрешить рассмотреть их заявку.

Партнер «Нортия ГКС» Денис Гудков также считает, что юридически мораторий на подачу заявки на заключение СПИК не установлен: постановление правительства №708 от 2015 года прямо предусматривает возможность возврата заявки только по итогам рассмотрения, но Минпромторг вправе сделать вывод о несоответствии документов требованиям. Управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов добавляет, что поручение вице-премьера имеет политический вес, из-за чего возможны «трения» по заявке: «В таких условиях лучше оговаривать на правительственном уровне подачу заявок — компаниям нужны долгосрочные и выгодные условия, на которые сейчас могут не пойти». Впрочем, собеседник “Ъ” в финансово-экономическом блоке правительства говорит, что по итогам последних совещаний у Дмитрия Козака запрет на подачу заявок был снят, поэтому «никаких препятствий для подачи заявки АвтоВАЗом нет».