В правительстве Башкирии обещают форсировать перевод местного транспорта на газ, приняв соответствующую целевую программу. Пока она не обрела реальных очертаний. Как прозвучало в пятницу на совещании в правительстве, дополнительным стимулированием может быть введение льгот для организаций по налогу на имущество и на прибыль.

Крупные перевозчики полагают, что этих мер может оказаться недостаточно, так как привлекательность самой эксплуатации транспорта на газе теряется из-за высоких трат на переоборудование. Кроме того, они не уверены в стабильности цен на газ после того, как он начнет пользоваться спросом. 

Власти Башкирии намерены дополнительно простимулировать рынок к переводу транспорта, в особенности перевозчиков и организаций, с бензина на газомоторное топливо (компримированный природный газ, КПГ). Тема в пятницу обсуждалась на правительственном совещании с участием руководства минпроминноваций республики, Минэнерго РФ, крупных перевозчиков и предприятий «Газпрома».

Как сообщил на нем первый вице-премьер республики Рауф Нугуманов, проект соответствующей целевой программы разрабатывается сейчас правительством совместно с ООО «Газпром газомоторное топливо» (ГГТ, входит в «Газпром», развивает в РФ сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций — АГНКС). Ее параметры господин Нугуманов не конкретизировал равно как и сроки действия.

Первые предложения «Газпрома» к властям региона о расширении использования газового топлива поступили еще в 2011 году. Особых подвижек в реализации этих планов не последовало, сказал после совещания „Ъ“ один из его участников, близкий к «Газпром трансгаз Уфа». Доля транспорта на газе в регионе остается ниже 10%, или около 90 тыс. единиц. В 2011 году она составляла 85 тыс. автомобилей. Между тем, напомнил собеседник, в прошлом году было распоряжение премьера РФ Дмитрия Медведева о переводе на газ к 2020 году до 50% транспорта в городах-миллионниках и до 30% в городах с меньшим населением.

Глава минпроминноваций Башкирии Алексей Карпухин на совещании пообещал разработать «систему льгот и преференций» для организаций, закупающих транспорт на газе и для тех, кто решил переоборудовать свой парк. Он также предложил промышленную и сервисную инфраструктуру региона для разворачивания производства газомоторного оборудования.

К стимулированию программы «Газпрома» в прошлом году подключился республиканский парламент. Он принял поправки в региональный закон «О транспортном налоге», предусматривающие 20-процентное снижение ставки транспортного налога для владельцев автомобилей на газе.

Другими мерами, сказал на совещании заместитель гендиректора ГГТ Василий Толстопятов, могло бы стать снижение ставки налога на имущество предприятий, налога на прибыль и платы за регистрацию транспортного средства. Заместитель министра промышленности и инновационной политики Ильдар Шахмаев, резюмируя эти предложения, отметил, что они «имеют право на существование» и будут «детально изучены». «Необходимо просчитать экономику»,— сказал вчера чиновник.

Меры стимулирования могут оказаться недостаточными без расширения розничной сети КПГ в регионах, улучшения сервиса и отсутствия госполитики в ценообразовании на газ, заметили участники совещания. Гендиректор «Башавтотранса» Алексей Клуг назвал одним из факторов торможения программы узкую сеть метановых заправок, которые развивает «Газпром трансгаз Уфа». Они расположены в основном в Уфе, отметил топ-менеджер и добавил, что ПАЗы госперевозчика по этой причине были переведены на другой газ, пропан.

На нехватку специалистов, обслуживающих транспорт на газе, пожаловался представитель автопарка «Газпром нефтехим Салавата». А заместитель председателя правительства Челябинской области Сергей Шаль, участвовавший в дискуссии, отметил, что «люди боятся повторения истории с дизельным топливом». «Завтра, когда мы всех переведем на газ, где гарантия, что цена на него не сравнится со стоимостью дизтоплива?» — поинтересовался чиновник.

Представители «Газпрома» на эту реплику не ответили. Они уточнили лишь, что сеть метановых заправок «Газпром трансгаз Уфа», объединяющая сейчас 11 станций, в этом году увеличится еще на четыре и будет передана в управление «Газпром газомоторному топливу». 1 кубометр газа на АГНКС в Уфе стоит 11 руб.

Производители отмечают растущий спрос на транспорт на газовом топливе. Представитель «НефАЗа» Булат Хабибуллин сообщил в своем докладе, что в 2004–2012 годах автозавод собрал 936 таких автобусов, в 2013 году уже 300, в портфеле заказов предприятия на этот год — 480 автобусов на КПГ.

В «Башавтотрансе» говорят, что такие машины не заказывают, так как не видят в них экономического эффекта. Такие автобусы дороже почти на 40%, есть проблемы с газовым двигателем «КамАЗ», а «НефАЗы» с двигателем «Даймлер» стоят дороже почти вдвое, их окупаемость наступает ближе к исходу срока эксплуатации такого автобуса, сказали в руководстве предприятия. Кроме того, заметил собеседник, получение федеральных субсидий по этой программе пока не обеспечено.

«Программа интересная, но пока слишком нечетка и обтекаема в формулировках — следовательно, много вариантов ее обойти,— прокомментировала тему старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.— Налоговые рычаги стимулирования тут пока видятся самыми действенными. Но в Башкирии может быть реализован вариант, когда перевесит сырьевое лобби, так как нефтяники и заинтересованные лица будут, видимо, затягивать принятие решений по этой программе».

«Переход на относительно дешевое газомоторное топливо требует миллиардных инвестиций, особенно если речь идет о переоснащении автобусных парков,— отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.— Лишь часть этих денег останется в регионе, так как оборудование практически полностью закупается за рубежом».

Аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко согласен, что есть «проблема в отсутствии инфраструктуры, причем не только заправочной, но и ремонтной», однако ее можно решить централизованно.

«В ряде регионов Сибири «Газпром» совместно с региональными властями запустил программы создания сетей газовых заправок, увязанные с переводом на газ муниципального транспорта, в том числе спецтехники. Не думаю, что в Башкирии есть серьезное противодействие переходу на газ. Скорее, имеет смысл говорить об отсутствии серьезной мотивации для такого перехода»,— заключил аналитик.