Минэнерго подготовило новый вариант постановления правительства о создании коммерческого резерва нефтепродуктов, рассказал Известиям источник в ведомстве. Под дефицитом теперь понимается снижение запаса определённого вида топлива в отдельно взятом регионе ниже 7-дневного (до этого распечатывать резерв предлагалось уже после снижения запасов ниже 14-дневной отметки). Кроме того цену закупки топлива в резерв привязали к котировкам в порту Роттердама.

Это уже вторая попытка министерства энергетики подготовить проект постановления правительства «О мерах стабилизации рынка нефтепродуктов». Первый вариант документа получил отрицательные заключения министерства экономического развития (Минэкономразвития) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – и после совещания у замруководителя аппарата правительства Дмитрия Рыжкова 23 сентября его вернули на доработку, рассказал информированный источник в Минэнерго.

После этого проект серьёзно обновили. Кроме снижения требований к глубине запасов топлива в регионах, закупочные цены теперь рассчитываются как net back котировок на топливо в порту Роттердама (от тамошней цены отнимается стоимость доставки до Московского НПЗ «Газпром нефти» и экспортная пошлина). Считать это должны будут ценовые агентства – СТС для бензина и солярки, а Argus Мedia - для авиакеросина.

Есть и другие изменения. Для ликвидации дефицита продавать нефтепродукты будут на открытых торгах. Участвовать в них смогут розничные продавцы топлива в соответствующем регионе. Минимальный лот будет 20 тонн. А минимальная цена будет определятся как цена закупки плюс расходы «Роснефтегаза» (госкомпания-оператор резерва).

Значительно расширят возможности «Роснефтегаза» по управлению резервом. Компания сможет свободно замещать (то есть продавать старое топливо и покупать новое), если это нужно для поддержания работоспособности запасов.

Другие принципы работы коммерческого резерва остались без изменений. Предполагается, что объём резерва на год будет определять правительство, а постоянная рабочая группа при правительстве – номенклатуру, объём и цену приобретения и хранения на каждый месяц. Закупать топливо «Роснефтегаз» должен за счёт собственных и заёмных средств, без привлечения бюджетного финансирования. Для ускорения реагирования созданные запасы распределят между регионами.

Резерв предлагается формировать в «низкий» сезон, закупив в него 2 млн тонн зимнего дизельного топлива. Летом закупать зимнюю солярку, а зимой – бензин. Продавать запасы будут в тех краях и областях, где начинает ощущаться нехватка топлива. Например, как в Алтайской крае в конце апреля 2011 года, когда за несколько дней продавать 92-й бензин прекратили почти все АЗС.

Но заручиться согласия Минэкономразвития и ФАС и во второй раз не получилось, уточнил собеседник в министерстве энергетики. Экономическое ведомство настаивает на том, что с дефицитом топлива лучше бороться используя уже существующую систему Росрезерва (стратегический резерв). А вот закупка большого количества топлива «Роснефтегазом» сама по себе может вызвать рост цен и возникновение дефицита, отмечают там.

Антимонопольное ведомство сомневается, что в проекте постановления проработаны все детали будущего применения документа. Например, нет отсыла на методы определения объёмов закупок топлива в резерв и технологии хранения. Не учтена ситуация, когда на рынке просто не окажется нужного для закупки в резерв объёма топлива, считают в ФАС.

Документ прошёл почти все стадии согласования и сейчас находится в Минюсте (последний этап перед внесением в правительство), заявили в пресс-службе Минэнерго.

- Обсуждается три варианта: создания системы резервирования на основе существующего государственного запаса, или новой коммерческой системы, или и то и другое одновременно. Проблема в том, что Росрезерв пока не работает достаточно оперативно, чтобы ликвидировать возникающие локальные дефициты топлива, - рассказал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Минэкономразвития не смогло оперативно предоставить комментарий.

Создать резерв нефтепродуктов было поручено 8 июля на совещании, которое премьер Владимир Путин провёл в городе Кириши. А сама идея такого запаса возникла после случившегося в конце апреля дефицита на АЗС сначала в Алтайском крае, а потом и во многих других районах страны.

IV Международная конференция «Бензины 2012» состоится 10 Апреля 2012 г. в Отеле Ритц-Карлтон. Компания «Креон» будет рада видеть на мероприятии всех заинтересованных игроков рынка. Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797 49 07 или электронной почте: org@creon-online.ru

II Международная конференция «Дизель 2012» состоится 30 Апреля 2012 г. в Отеле Ритц-Карлтон. Компания «Креон» будет рада видеть на мероприятии всех заинтересованных игроков рынка. Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797 49 07 или электронной почте: org@creon-online.ru

Напоминаем, что II Международная конференция «МТБЭ 2011» состоится 13 декабря 2011 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Компания «Креон» будет рада видеть на мероприятии всех заинтересованных игроков рынка МТБЭ, встретиться с основными представителями отрасли. Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797 49 07 или электронной почте: org@creon-online.ru.

Фото: Известия