До конца марта кабмин Казахстана должен будет определиться с размещением НПЗ, сроками строительства и инвестициями, передает zakon.kz.

Еще в 90-х годах в Актау планировали построить Мангышлакский нефтеперерабатывающий завод. Тогда провели технические и экологические анализы, создали часть инфраструктуры, в том числе железнодорожные пути.

Предполагаемая мощность была 6 миллионов тонн в год. На все работы затратили 34 миллиона долларов. Но процесс остановили из-за финансовых трудностей в стране. "И вот теперь спустя 20 лет, в 43 километрах от Актау можно возобновить строительство НПЗ", - рассуждают ветераны отрасли.

Рахымбек Амиржанов, заместитель акима Мангистауской области:

- Сама экономика НПЗ, наличие морского порта вблизи, несомненно, будет оказывать влияние на экономическую эффективность НПЗ. Здесь наличие порта дает нам возможность осуществлять экспорт нефтепродуктов на внешние рынки, то есть через Волгодонской канал мы можем эту продукцию поставлять в любую точку земного шара через мировой океан.

К 2015 году будет построена и железнодорожная магистраль "Бейнеу-Джезказган". Соответственно, можно будет использовать и ж/д поставки. Этот коридор предполагает транзитную доставку китайских грузов с Востока на Запад.

Алма Аимкулова, начальник производственно-технического отдела МОФ «Мангистауское отделение железных дорог»:

- Наши грузы, которые будут идти из Центрального Казахстана в сторону Запада, пойдут через участок Бейнеу-Шалкар, и наши грузы тогда будут доставляться на сутки быстрее, чем раньше.

На строительство нефтеперерабатывающего завода заявки подали еще три региона - Кызылорда, Жезказган, Актобе. Созданная от Актау рабочая группа собрала все доводы и предложения по размещению 4 НПЗ именно здесь, как в одном из перспективных регионов.

Документы отправлены в Правительство. Там до конца марта должны определиться по вопросам размещения, инвестициям и срокам строительства.