Со следующего года в России начинает действовать новая модель надзора в области охраны окружающей среды. Бизнес будут стимулировать снижать давление на природу через реконструкцию предприятий, пишет Эксперт.
— Вопрос о снижении негативного воздействия промышленности на окружающую среду стоит остро, но это не должно стать тормозом для деятельности предприятий. Поэтому в правоприменительных актах необходимо найти компромисс между «закручиванием гаек» в части экологических требований и реальными возможностями бизнеса переходить на чистые технологии, — заявил участвующий в совещании глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
На прошлой неделе премьер Дмитрий Медведев провел рабочее совещание на Северском трубном заводе в Полевском (СТЗ, Свердловская область). Поводом для визита стало завершение реконструкции СТЗ и обсуждение плана мероприятий по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ). Масштабные изменения в закон «Об охране окружающей среды», меняющие модель экологического надзора, приняты летом этого года, и сейчас начинается реализация плана утвержденных мероприятий.
О необходимости тщательной подготовки нормативных активов говорили и участники круглого стола «Реформа законодательства в области промышленной экологии», организованного аналитическим центром «Эксперт-Урал» в Екатеринбурге в октябре этого года.
Наилучшее из доступного
Дискуссия о необходимости изменений действующего законодательства в области охраны окружающий среды идет с 2007 года, именно тогда по инициативе министерства природных ресурсов появился первый вариант законопроекта. Действующая система контроля и наказания промышленных предприятий за сборы, выбросы, генерацию отходов давно подвергается критике со стороны и экологов, и бизнеса. Минприроды предложило европейскую модель, основанную на использовании «наилучших доступных технологий». Это технологии производства продукции на основе современных достижений науки и техники, одновременно позволяющие улучшить окружающую среду. Естественно, должна быть техническая возможность их применения. Законодательство предусматривает возможность установления технологических и технических нормативов. Технологические нормативы (удельные выбросы, сбросы, энергопотребление и др.) будут формироваться на основе информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Базой для этих справочников станут справочники Евросоюза, которые предстоит адаптировать для российской действительности.
Все предприятия поделят на четыре категории: с минимальным, незначительным, умеренным и значительным воздействием на окружающую среду. Формой контроля за первой группой станут внеплановые проверки, вторая и третья будут представлять отчетность об объемах воздействия. В отношении четвертой предполагается ввести нормирование на принципах наилучших доступных технологий, предприятия должны будут получить «комплексные экологические решения» сроком на семь лет и разрабатывать собственные программы по снижению негативного влияния на природу. В обязанность компаний вменяется и оснащение производств приборами непрерывного аналитического контроля.
К числу сфер с наибольшим воздействием на окружающую среду Минприроды относит ТЭК, химическую промышленность, нефтехимию, металлургию, системы водоотведения, целлюлозно-бумажное производство, выпуск цемента, керамики, стекла, пищевых продуктов и животноводство. Сейчас 15 тысяч предприятий этих отраслей дают 90% загрязнения. Для пилотной реализации программ перехода на НДТ Минприроды отберет 300 предприятий, на которых будет отработана новая модель.
Для стимулирования внедрения новых технологий предполагается использовать финансовые инструменты. Например, внедрение НДТ станет обязательным условием для получения преференций в рамках закона о промышленной политике, основным требованием, предъявляемым к инвесторам, будет создание новых производств на основе таких технологий. Кроме того, по словам Дениса Мантурова, через недавно созданный Фонд развития промышленности планируется выделять займы на реализацию предбанковской фазы инвестиционных проектов по льготным ставкам. Они будут использованы для модернизации производств с учетом новых требований и разработки оборудования, соответствующего НДТ.
В законе прописана возможность введения механизма ускоренной амортизации для оборудования, относящегося к НДТ, зачет платы за негативное воздействие в счет инвестиций, невзимание этой платы после внедрения НДТ, возмещение ставки по кредиту на реализацию таких проектов в счет налога на прибыль. Если же компания не достигает технологических нормативов, ее платежи будут расти за счет применения повышающих коэффициентов до размеров, сопоставимых с затратами на очистку выбросов и сбросов.
Новые инструменты природоохранной политики предполагается вводить постепенно. В 2015 — 2018 годах предприятия поставят на учет и подготовят справочники НДТ, в 2019 — 2022 годах создадут межведомственные комиссии для рассмотрения программ повышения экологической эффективности и начнут выдавать комплексные экологические решения 300 отобранным компаниям. После 2020 года на этот режим перейдут все.
Плавный переход
О том, какой эффект может принести модель НДТ, рассказывает главный эколог ТМК, член комитета по экологии и природопользованию РСПП Ирина Колдаева.
— Ирина Леонидовна, как вы оцениваете изменение экологического государственного регулирования?
— Безусловно, вступивший в силу федеральный закон № 219 во многом меняет правовое поле: процедуры, правила и требования при ведении предприятиями природоохранной деятельности. И это закономерный процесс. Аналогичные подходы закреплены в законодательстве стран ЕС, наших партнеров по Таможенному союзу — республик Беларусь и Казахстан. Выходу этого закона предшествовала большая работа по гармонизации законодательства нашей страны с законодательством Европейского союза. Существенный вклад в формирование норм внесли эксперты общественных и неправительственных организаций, бизнес-сообщества. В итоге мы имеем относительно сбалансированный закон, который отражает интересы бизнеса, государства и общественности.
Но я не могу сказать, что он полностью удовлетворил промышленность. Нам предстоит подготовиться к новым условиям и требованиям. Реализация закона увеличит финансовую нагрузку на предприятия, есть проблемы с реальностью сроков выполнения новых требований. Взять хотя бы такую локальную задачу, как оснащение источников выбросов и сбросов автоматическими средствами измерения и передачи информации. Требование вступает в силу 1 января 2018 года. Учитывая, что, например, на среднем металлургическом предприятии таких источников несколько сотен, это потребует серьезных инвестиций. В России производства таких приборов практически нет, а зарубежные стоят довольно дорого: по нашим оценкам, затраты на оснащение одного источника составят около 300 тыс. евро. Открытым остается и вопрос, готовы ли производители такого оборудования обеспечить потребителей при тотальном переходе предприятий первой категории на автоматизированный контроль нормируемых показателей.
— Какие риски и трудности переходного периода вы видите?
— В развитие закона предстоит разработать и принять около 20 подзаконных актов. Этими документами будут определены в частности критерии отнесения предприятий к категориям, перечень контролируемых автоматическими средствами измерения загрязняющих веществ, порядок утверждения технологических показателей НДТ и выдачи комплексных разрешений.
Бизнес во избежание финансовых рисков, возникновения административных барьеров консолидированно выступает за то, чтобы правоприменение новой системы нормирования и внедрения НДТ осуществлялось лишь после того, как будет сформирован и разработан весь пакет документов, определяющий порядок, правила, конкретные меры и механизмы реализации такой системы. Одна из первоочередных задач — разработка и внедрение отечественных стандартов наилучших доступных технологий, опирающихся на справочники Евросоюза и учитывающих особенности российской экономики. В Евросоюзе на данный момент зарегистрировано 35 таких справочников, они не охватывают все технологии производства продукции, которые есть в РФ. И конечно, справочники должны основываться на современных достижениях науки и техники, содержать технологии, экономически и технически доступные для применения на отечественных предприятиях.
Предстоит большой объем работ по внедрению принципов НДТ. В настоящее время в Ростехрегулировании создан технический комитет № 113 по стандартизации под наименованием «Наилучшие доступные технологии». Область его деятельности связана прежде всего с разработкой российских отраслевых справочников НДТ. И предприятиям придется активно включиться в эту работу.
— Какой эффект должны принести перемены?
— Нужно рассматривать применение принципов НДТ не только с точки зрения экологических аспектов, но и как один из стимулов для решения задач модернизации отечественного производства, внедрения инновационных технологий, повышения конкурентоспособности, а также решения социальных задач. Приведу пример такого подхода на одном из предприятий ТМК — Северском трубном заводе.
Завод является одним из старейших уральских предприятий. Масштабное техническое перевооружение основных производственных мощностей ТМК реализует с 2002 года. Можно сказать, что завод строится заново, при этом производство стали не прекращалось. Сначала был построен современный металлургический комплекс по производству стали с заменой «грязных» мартеновских печей на электросталеплавильные. Сейчас закончилась реконструкция трубопрокатного производства, где установлен современный стан, который позволит увеличить производительность и качество выпускаемых труб, а внедрение передовых природоохранных технологий обеспечит очистку технологических стоков в реку Северушку до нулевого сброса.
При выборе этих технологий мы уже ориентировались на справочники Евросоюза, сравнивали предлагаемые к внедрению технологии с девятью заводами Германии. Наш проект полностью отвечает современным требованиям повышения энергетической и экологической эффективности функционирования промышленных объектов Российской Федерации, соответствует уровню мировых НДТ, а по ряду показателей их превосходит. Мы уверенно можем сказать, что по всем основным техническим характеристикам электросталеплавильная печь СТЗ соответствует наилучшей мировой практике.
В проекте реализован ряд экологических решений: утилизируется пыль известкового цеха и пыли газоочистки, установлено современное газоочистное оборудование: выброс пыли не превышает 7 мг/куб. м, что жестче европейских норм; построены девять замкнутых водяных циклов (коэффициент внутреннего оборота воды достиг 97%). Так как завод находится в непосредственной близости от города, потребовалось провести существенные шумозащитные мероприятия.
Достигнутый экологический эффект — валовые выбросы на реконструированных объектах снижены на 43%. Учитывая, что завод был одним из основных источников загрязнения воздуха в Полевском, это очень важно для оздоровления атмосферы. Объем водопотребления для технологических нужд сокращен на 35%, для питьевого водоснабжения — на 10%. Объем сброса сточных вод с этого производства снижен на 30%.
При реконструкции сталеплавильного производства нам удалось реализовать комплекс мероприятий, который дал еще и социальный эффект. Вот некоторые результаты: на 3% увеличилось количество работников с высшим и средним профессиональным образованием, на 293 рабочих местах улучшены условия труда, на 6% выросло количество молодых специалистов. Таким образом, техническое перевооружение на основе наилучших мировых технологий позволило получить ТМК и Северскому трубному заводу комплексный эффект — экономический, экологический и социальный. Именно к этому и подталкивает нас новое законодательство.