Евросоюз совместно с Группой семи (G7) и Австралией ввел с воскресенья ограничения цен на перевозимые по морю российские нефтепродукты в размере $100 и $45 за баррель в зависимости от их категории.
Лимиты будут действовать для западного бизнеса и подконтрольных западу логистических компаний и территорий. С 5 февраля начнется переходный период в 55 дней, до 1 апреля. Уровни цен будут пересматривать раз в два месяца.
В странах ЕС с 5 февраля вступает в действие запрет на поставки российских нефтепродуктов морским путем, который был согласован в июне 2022 года. Поставки нефти по трубопроводам не ограничены.
Две категории нефтепродуктов
Совет ЕС утвердил решение о введения потолка цен 4 февраля. На российские нефтепродукты установлены два уровня цен: один в размере $45 за баррель на нефтепродукты, которые продаются со скидкой по отношению к сырой нефти (топочный мазут, нафта), другой - в $100 за баррель на нефтепродукты, которые продаются по более высокой цене, чем сырая нефть (дизель и керосин).
Для выполнения контрактов по поставкам, заключенных до 5 февраля, действует переходный период в 55 дней. При этом должно соблюдаться условие: топливо было загружено на судно до 5 февраля и прибудет в порт назначения до 1 апреля, пишет ТАСС.
5 декабря 2022 года коалиция, в которую по состоянию на 4 февраля входят Австралия, Великобритания, Канада, США, Япония и ЕС, ввела потолок цен на поставляемую по морю российскую нефть на уровне $60 за баррель для подчиненных им судов и территорий. Таким образом, они теперь запрещают своим логистическим компаниям и иностранным фирмам под угрозой санкций перевозить российскую нефть и нефтепродукты, если они поставляются по ценам выше потолка. Финансовым компаниям запрещено страхование таких перевозок.
Уровень цен будет пересматриваться раз в два месяца, на середину марта намечена переоценка лимита цены на сырую нефть.
Мнения экспертов
Большинство западных специалистов отмечают, что все три уровня цен установлены на отметках, близких к рыночным значениям. Расчет делается на то, чтобы "приучить" перевозчиков учитывать навязываемые Западом ограничения, а затем начать их планомерное снижение.
Оценки потенциальной эффективности этих мер очень сильно различаются. Как заявила независимый бельгийский эксперт Таниа Хатими, эта мера в долгосрочной перспективе может нанести тяжелый удар по самим странам Запада и их способности контролировать мировые рынки.
"Потолки цен могут оказать определенное негативное действие на российский экспорт в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Все, конечно, будет зависеть от числа государств, которые их поддержат, и от способности России и ее партнеров развернуть независимую от Запада морскую логистику нефтеперевозок. Однако в стратегической перспективе этот шаг, вероятно, приведет к дроблению глобальных энергетических рынков и выходу значительных их сегментов из-под контроля Запада. Это лишь ускорит процесс разрушения контроля Запада над глобальными рынками", - отметила она.
Аналитики полагают, что эта мера может послужить толчком для структурной перестройки российской экономики, общего снижения сырьевого экспорта и переходу к использованию своих энергоресурсов как способа субсидирования внутренней экономики и бизнеса, что станет мощным эффектом развития в нынешнем мировом цикле дорогой энергии.
Россия может создать и развить собственный комплекс морских перевозок нефти и самостоятельную финансовую инфраструктуру по их страхованию.
Ответ России
В преддверии введения эмбарго РФ увеличила поставки нефтепродуктов в Европу. По данным Международного энергетического агентства, компании в декабре 2022 года экспортировали рекордный объем дизельного топлива - 1,2 млн баррелей в сутки, при этом 60% поставок пришлось на европейский регион. Европейский рынок сильно зависит от российских нефтепродуктов, в первую очередь дизтоплива, и эмбарго приведет к серьезному изменению мировой логистики поставок и росту цен на дизтопливо в Европе, считают эксперты.
В конце декабря вице-премьер РФ Александр Новак заявлял, что европейским странам придется потрудиться над замещением российских нефтепродуктов после вступления в силу эмбарго, и не исключал серьезного роста цен на них в Европе, а также просьб некоторых стран ЕС об исключениях для них. В результате накануне Минфин США вывел из-под действия потолка цен поставки российских нефтепродуктов в Болгарию, Хорватию и государства ЕС, не имеющие выхода к морю.
"Это очень неопределенный момент с точки зрения того, чем заместит Европа российские нефтепродукты. Мы свои нефтепродукты будем распродавать по всему миру, а Европе придется потрудиться, чтобы покрыть свой дефицит возникающий", - говорил тогда Новак. По его словам, эмбарго ЕС на нефтепродукты может привести к снижению переработки в РФ в 2023 году, но тогда эти объемы будут замещены ростом экспорта нефти. Если такого влияния на переработку не будет, соотношение экспорта, добычи и переработки сохранится, прогнозировал он. Россия не видит оснований для резкого сокращения переработки нефти и выпуска нефтепродуктов из-за эмбарго ЕС, заявлял глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов. В любом случае власти РФ уверены, что российская нефть и нефтепродукты останутся востребованными на мировом рынке.
Между тем внутренние продажи топлива в РФ растут и обновляют рекорды: объем торгов нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в январе вырос на 7,5%, до 2,1 млн т, однако в стоимостном выражении показатель снизился на 19,4%, до 85,68 млрд рублей. Объем продаж дизтоплива на бирже в январе обновил рекорд марта 2011 года. На бирже не ждут серьезного влияния эмбарго на внутренний рынок, считая, что ситуация с нефтепродуктами в РФ в этом году будет спокойной.