На нефтепродуктовом рынке сложилась нетипичная ситуация: за последний месяц цены на топливо на биржевых площадках выросли на 20—30%, или в среднем на 5 руб. за литр. Впрочем, гендиректор ГК «Трасса» Олег Алексеенков не видит причин для паники: рентабельность бизнеса остается на вполне приемлемом уровне. Он уверен, что рост в рознице неизбежен, но он будет умеренным — на 1—1,5 руб. за литр.

 Ситуация на топливном рынке близка к критической, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В течение месяца нефтепродукты на биржах подорожали на 20—30%. «Случай беспрецедентный. Такого роста не было никогда», — утверждает он. По мнению г-на Аркуши, произошло это из-за несбалансированности рынка: спрос не удовлетворяется существующим предложением. Глава топливного союза не исключает, что любой сбой — увеличение экспорта бензина или авария на крупном заводе — может привести к повторению ситуации весны 2011 года (топливный кризис, вызванный дефицитом нефтепродуктов, и рост цен на них).

 В переводе на литр бензин в опте подорожал на 5 руб. на биржевых площадках, подтверждает РБК daily гендиректор ГК «Трасса», объединяющей сеть АЗС в Подмосковье, Олег Алексеенков. «Розничный рынок находится в шоке. Никто не ожидал такого сильного скачка в опте», — говорит он.

 Впрочем, по словам г-на Алексеенкова, иначе как истерикой ситуацию на рынке назвать невозможно. Панику подогревает и тот факт, что в сентябре может быть закрыт на ремонт Московский НПЗ и его продукция временно прекратит поступать в регион. В итоге на биржах можно наблюдать классическую ситуацию спекулятивной активности: одни и те же лоты в течение дня могут быть перепроданы несколько раз.

 Ожидать, что розничные цены также в скором времени прибавят 5 руб. на литр, не стоит, говорит Олег Алексеенков. «В этом году была такая же необычная весна», — вспоминает он. Обычно именно на этот период приходится рост цен на нефтепродукты, но в этот раз получилось все наоборот. За март—май оптовая стоимость на топливо упала в среднем на 2 руб. «Тогда наценка на бензин была очень хорошей — в районе 40%», — вспоминает гендиректор ГК «Трасса». И даже сейчас, при росте оптовых цен, рентабельность бизнеса сохраняется на уровне 23—24%. «Это норма», — уверяет г-н Алексеенков.

 «Точка безубыточности на АЗС — это наценке в 15%. А 20% для частного бизнеса — это точка беспокойства. И то, что она снизилась с 40 до 20% за короткий период времени, действительно вызывает опасения», — говорит г-н Алексеенков. По его расчетам, стоимость бензина в ближайшем будущем может повыситься на 1—1,5 руб., т е. цена на АИ-95 будет в районе 32—32,5 руб. за литр. «ЛУКОЙЛ уже практически скорректировал цены. Все остальные компании, скорее всего, немного подтянутся к этим ценам», — говорит он.

 Олег Алексеенков полагает, что необходимости в регулировании цен нет. Такую практику активно применяли чиновники в 2010—2012 годах, и ни к чему хорошему это не привело. «Регулирование необходимо там, где рынок проявляет несовершенство или искусственно подогревается», — добавил он. И полагает, что коррекция цен вниз также вполне вероятна в текущей ситуации.

 Согласно мониторингу ФАС, средневзвешенная цена на автобензины в оптовом сегменте выросла у отдельных компаний до 1,2 тыс. руб. за тонну, на бирже рост был более значительным, так как биржевые цены подвержены более резким колебаниям, говорит  начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Текущий рост оптовых цен он связывает со снижением накопленных запасов и увеличением спроса на нефтепродукты, а биржевых — «ажиотажным спросом, спекулятивными факторами».

 По мнению г-на Махонина, сейчас необходимо откорректировать производственную политику компаний, накопить необходимые запасы топлива, а также решить вопрос с поставкой по приемлемой цене топлива из Белоруссии.

 Белорусы продают свое топливо на российских биржах (в рамках нефтяного баланса на третий квартал) исходя из цен, которые сложились на европейских площадках. Но в течение месяца стоимость их товара был выше, чем российского, и, соответственно, спрос невысоким. В результате вместо России бензин уходил на другие рынки, а российские нефтяники, в свою очередь, тоже начали повышать цены. Между тем, по словам Дмитрия Манохина, ФАС сейчас не видит причин для роста розничных цен.

 Представитель Минэнерго сказал, что все АЗС страны обеспечены бензином, дефицит топлива отсутствует. По состоянию на 24 июля ситуация с обеспечением топливом субъектов стабильна, а запасы накоплены на период от 10 суток и более.

 В ЛУКОЙЛе не говорят, как изменит цены на АЗС компания в ближайшее время. Получить комментарии в «Роснефти» пока не удалось, «Газпром нефть» тоже не стала комментировать.

Напоминаем, что Вторая Международная конференция «Топливные присадки 2013» состоится 16 сентября 2013 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Мероприятие пройдёт при поддержке «ВНИИ НП». Компания Creon Energy приглашает всех заинтересованных игроков рынка присоединиться к обсуждению состояния индустрии и перспектив её развития. Получить более подробную информацию о мероприятии, в том числе по вопросам аккредитации журналистов, вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creonenergy.ru 

Напоминаем, что Седьмая Международная Конференция «Ароматика 2013» состоится 23 сентября 2013 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Компания Creon Energy будет рада видеть на конференции всех заинтересованных участников рынка. Получить более подробную информацию о мероприятии, в том числе по вопросам аккредитации журналистов, вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creonenergy.ru