Интервью с Председателем Совета директоров «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фаресом Кильзие провел Эксперт.

 

Председатель Совета директоров «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фарес Кильзие

 
 
9 декабря в Москве компанией «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» был организован Международный форум «Нефтегазопереработка в России 2013», ставший на сегодняшний день единственной по-настоящему независимой площадкой для обсуждения конкурентоспособности нашей страны в новых мировых энергетических реалиях.

По итогам совещания под руководством Президента РФ Владимира Путина 15 октября в Тобольске утвержден перечень поручений Правительству РФ по развитию нефтегазохимического комплекса. Какие из запланированных мер наиболее значимы для отечественной экономики?

Стимулирование внутреннего спроса на продукцию нефте- и газохимической промышленности имеет колоссальное для страны значение. И мы говорили об этом на протяжении последних 10 лет. Не секрет, что российская экономика сегодня базируется на экспорте углеводородного сырья. Развитие переработки природных ресурсов, переход к производству продуктов с более высокой добавленной стоимостью и их продвижение на внутренний рынок становятся жизненно определяющими процессами.

 

Вам известен перечень поручений?

В целом правительству поручена очень масштабная программа. Включение в проект «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г.» схемы развития систем обеспечения предприятий углеводородным сырьем. Формирование индустриальных парков в нефтегазохимической промышленности, вопросы таможенно-тарифного регулирования поставок российского сырья на экспорт, включая сжиженные углеводородные газы. Важным инфраструктурным звеном является актуализация «РЖД» к 1 марта 2014 года схемы развития сети железных дорог в свете перевозки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции нефтегазохимии. Проработка механизмов стимулирования долгосрочных договорных отношений между переработчиками и поставщиками сырья, ответственными за логистику компаниями.

По вашему мнению, насколько данные поручения отвечают потребностям рынка?

Все эти поручения отданы в достаточно сложный период времени и носят, так сказать, «спасательный» характер. Вся мировая энергетическая парадигма меняется. Россия в нефтегазохимической переработке начинает серьезно отставать. Но чтобы получить реальный экономический эффект от этих поручений, их необходимо держать их на особом контроле до полного и безоговорочного выполнения.

Что вы имеете в виду, говоря об изменении мировой парадигмы?

Ситуация на международных энергетических рынках трансформируется. В числе главных влияющих факторов - всем известное сланцевое явление, газовое и нефтяное, которое начинает принимать мировой масштаб, и в любом случае рано или поздно изменит топливно-энергетический баланс нашей планеты, а также архитектуру поставок и потребления продуктов переработки. Позвольте озвучить несколько цифр, касающихся сланцевого явления в США. В период 2015-2017 гг. будут введены шесть пиролизных установок с общим объемом производства этилена 6,5 млн тонн для последующей переработки. На очереди еще 6,5 млн тонн до 2020 г. Помимо этого существуют 170 проектов по нефтегазохимии, которые увеличат объем экспорта продукции из США не менее чем на 30%. Далее в период 2014-2018 гг. общий объем инвестиций в данный сегмент составит 81 млрд американских долларов.

Положение нашей страны и без этого явления достаточно неоднозначно. РФ без какого-либо преувеличения можно назвать крупнейшим производителем газа в мире, а цену на СПГ и его производные сегодня определяет Катар. В скором будущем стоимость продуктов газопереработки и ароматических соединений будут определять США.

Мы можем сохранить объемы экспорта путем выхода на страны АТР?

Хочу подчеркнуть, России потребовалось почти 40 лет для выстраивания топливно-энергетических отношений с Европой, и я вполне допускаю, что для выстраивания таких же взаимовыгодных связей с государствами АТР понадобится столько же времени, а может и больше. Страны, которые для РФ являлись налаженными рынками сбыта продукции нефтегазопереработки, перенимая общемировую тенденцию, начинают сами ориентироваться на инновационную переработку. Красочным примером может служить Турецкая Республика, где, по нашей информации, в 2017 г. появятся мощности по топливу, СУГ и полипропилену, которые закроют турецкий рынок для наших экспортных поставок. Аналогичная картина наблюдается в Индии, на очереди - Польша.

А что касается рынка топлива, то меня не удивит в будущем появление в Европе стандарта Евро-10, который станет очередной мерой по повышению экологической безопасности, а также защитой наших традиционных рынков сбыта от нас же. Медлительность российских нефтегазопереработчиков всех уровней обойдется им дороже, чем сами инвестиции, и будет означать потерю имеющихся рынков сбыта или превращение во второсортных поставщиков. Добавлю, даже по экспорту нефти 2013 г. Россия закончит с минусом в 5%.

Каковы, с вашей точки зрения, перспективы России в современных условиях?

Опираясь на вышесказанное, готов с убеждением заявить, что новейшие технологии, такие как СРР, NHC, DCC могут обеспечить нас рычагом производственного балансирования интересов государства и частного бизнеса в новых энергетических реалиях. Ответ на нестандартное сланцевое явление должен быть нетрадиционным и согласованным на всех уровнях.

По каким причинам поручения Президента правительству могут быть не выполнены?

Как компания, работающая на рынке нефтегазохимии уже более 15 лет, мы считаем, что претворение в жизнь намеченных Президентом поручений крайне важно для выживания экономики – активное содействие индустрии принципиально для выхода из монополистической стагнации.

Сегодня успешному функционированию рынка угрожает существующая модель, при которой компании, обладающие эксклюзивным доступом к сырью для развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, самостоятельно определяют траекторию развития отрасли в целом. Выбирая принцип движения по пути наименьшего сопротивления, т.е. ориентируясь на получение максимальной маржи в краткосрочной перспективе, и, невзирая на долгосрочные последствия, они напрямую влияют на некоторые государственные решения. Вплоть до определения размеров пошлин и технических стандартов.

Каковы последствия такой модели?

Экономика России в настоящий период времени находится в управленческо-монополистической стагнации. Из-за этого как финансовые инвестиции, так и постоянные технологические партнеры уходят в сторону сланцевых и прочих нетрадиционных явлений. Страны развитого промышленного мира выходят из рецессии именно за счет роста собственного рынка, инвестиций в инфраструктуру иинновационных предприятий среднего бизнеса. К сожалению, независимый и средний бизнес в России представлен мало, а точнее «вымывается» без прямой адресной поддержки государства. Без кардинальных и, отдельно подчеркну, краткосрочных мер со стороны исполнительной власти стагнация может перейти в глубокую рецессию, т.е. впереди - тупик.