По словам источников "Ъ" в газовой отрасли, должно состояться совещание у зампреда правления "Газпрома" Виталия Маркелова, на котором монополия может определиться с партнером по проекту строительства завода по сжижению газа на Балтике. Наиболее вероятный вариант — англо-голландская Shell, второй претендент — "консорциум японских компаний". Предполагается, что стратегический партнер получит до 49% в проекте и одновременно будет поставщиком технологии крупнотоннажного сжижения газа. В случае одобрения кандидата, меморандум о вхождении в проект может быть подписан уже на Петербургском экономическом форуме на этой неделе. В Shell и "Газпроме" отказались от комментариев.
Соглашение может сдвинуть с мертвой точки реализацию СПГ-проектов "Газпрома" и стать первой действительно крупной инвестицией западных компаний в российский ТЭК после введения санкций. В последние годы "Газпром" обсуждает сразу три СПГ-проекта — на Балтике, "Владивосток СПГ" и на Сахалине (расширение мощностей действующего завода на проекте "Сахалин-2" до 15 млн тонн в год). Но прогресса нет, а по "Владивосток СПГ" монополия даже допускала замену на газопровод в Китай. Санкции только ухудшили ситуацию, поскольку у России нет технологий крупнотоннажного сжижения, а все лицензии на них принадлежат компаниям из США, ЕС и Японии.
Прямых санкций против российской газовой отрасли не введено, но "Газпром" опасался попасть в зависимость от будущих решений США. Поэтому наличие у партнера технологии крупнотоннажного сжижения было одним из важнейших факторов отбора. Shell владеет технологией DMR, которая применяется на единственном действующем в России СПГ-заводе на Сахалине (у "Газпрома" 50%, у Shell 27,5%, остальное у японских Mitsui и Mitsubishi). Среди японских компаний такими лицензиями владеют JGC (вместе с французской Technip является основным подрядчиком СПГ-завода НОВАТЭКа "Ямал СПГ"), а также Chiyoda.
"Балтийский СПГ" — проект строительства СПГ-завода в Усть-Луге в Ленинградской области. Мощность завода составит 10 млн тонн с возможностью расширения до 15 млн тонн, первые отгрузки СПГ запланированы на четвертый квартал 2020 года. Для поставок газа на сжижение нужно построить 360 км магистрального газопровода мощностью 25 млрд кубометров от Волхова.
Другим проблемным вопросом станет финансирование проекта, так как в ближайшие годы инвестпрограмма "Газпрома" и так будет под давлением крупных трубопроводных проектов: "Силы Сибири" в Китай, "Турецкого потока" и, возможно, газопровода "Алтай". В прошлом году "Газпром" оценивал "Балтийский СПГ" в $10 млрд, оценка после инвестрешения не раскрывалась. Вчера глава порта Усть-Луга Валерий Израйлит назвал сумму "чуть менее 1 трлн руб." на весь проект, включая газопровод. Это довольно много, так как по текущему курсу дает примерно $1700 на тонну СПГ, что сопоставимо с удельными затратами на "Ямал СПГ" — проект, которые реализуется в Арктике в гораздо более тяжелых условиях.
Привлекательность СПГ на Балтике для "Газпрома" в том, что этот газ не облагается экспортной пошлиной и монополия может сэкономить 30% выручки, что во многом окупает затраты на строительство, отмечает независимый эксперт Виталий Ермаков (до последнего времени директор по исследованиям в IHS CERA). По его мнению, приход в проект Shell выглядел бы логично, так как компании уже сотрудничают на Сахалине. Два трейдера также рассказали, что сейчас Shell ищет объемы СПГ в Атлантическом регионе, чтобы сбалансировать портфель после покупки британской BG.