Георгий Петров, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, рассказывает обозревателю RCC, что в странах Северо-Восточной Африки стремятся к ослаблению зависимости их нефтегазового комплекса от западных инвестиций и технологий.
- Министр иностранных дел Судана Али Карти примерно месяц назад заявил, что «отношения России и Судана нуждаются в более мощных импульсах, развития требуют сферы торговли и инвестиций». Похоже, имеется в виду взаимодействие и в развитии суданского нефтегазового сектора, с учетом транзитных возможностей Судана?
- Напомню, что в Москве в конце 2013 г., по приглашению министра энергетики РФ Александра Новака, находился министр нефти Судана Авад Ахмед аль-Газ в сопровождении представителей государственной нефтяной компании Sudapet. Были встречи и в ТПП РФ. Суданская сторона хочет наладить долгосрочное сотрудничество с российскими партнерами в добыче, переработке и транспортировке суданских углеводородов. Интерес к транзиту этой продукции проявляется и в соседних странах - Джибути, Эритрее, Кении. Там заинтересованы в создании межафриканских нефте- и газотранзитных систем с российским участием.
- Каковы оценки суданской ресурсной базы?
- За последние 20 лет среднесуточная добыча нефти в Судане выросла практически с нуля до 800 тысяч баррелей. По разведанным запасам нефти - минимум 6 млрд баррелей - Судан опережает многие страны-члены ОПЕК. Поэтому Суданом заинтересовались все основные нефтяные компании мира. Повышенный интерес к ресурсам Судана и явился главной причиной той политической нестабильности, которая складывается в стране.
На суданской территории есть многообещающие, притом, многочисленные месторождения нефти и газа, но до сих пор они практически не исследованы. Кроме того, географическое положение страны с удобной нефтепроводной и портовой инфраструктурой делают Судан привлекательным для международного нефтяного бизнеса.
- Компании каких стран наиболее широко представлены в нефтегазовом секторе Судана?
- В Судане уже не первый год активно работают американские и особенно китайские нефтегазовые компании. До трети импорта Китаем нефти обеспечивают ее поставки из Судана. Российский же бизнес ещё только «осваивает» углеводородный потенциал этой страны. «Стройтрансгаз» уже прорабатывает варианты сооружения нефтепровода; интерес к суданским нефтедобывающим проектам проявляет, в частности, «Татнефть». Суданская сторона заинтересована в дифференциации иностранных инвестиций в свою нефтегазовую отрасль, поэтому она выступает за участие российского бизнеса в соответствующих проектах.
- Появляются сообщения, что на основе суданского сырья многие соседние страны планируют создать межафриканскую нефтетранзитную систему с российским участием.
- Да, эта тенденция набирает силу. Примечательна инициатива министра иностранных дел и международного сотрудничества Джибути Мохаммеда Али Юсуфа, с которым мы недавно встречались. К трубопроводному экспорту суданских углеводородов через порт Джибути - проект этого нефтепровода уже подготовлен - в ближайшей перспективе намерен подключиться Южный Судан. По мнению джибутийского министра, его страна тоже вполне может стать интересной российскому нефтегазовому бизнесу, особенно в части создания нефтетранзитной инфраструктуры.
То есть, разработка нефтяных ресурсов Судана, ввиду их расположения, впрямую связана с созданием комплексной нефтяной инфраструктуры в соседних странах Северо-Восточной Африки.