германияводород

США и Германия готовят для Киева компенсацию за потерю части доходов от транзита российского газа через Украину в связи с запуском «Северного потока – 2». В качестве такой компенсации выступит план вовлечения Украины в проекты водородной энергетики и транзита в Европу водорода. Российские эксперты скептически смотрят на техническую возможность прокачки водорода через существующую газотранспортную систему Украины. Однако правительство в Киеве считает это реальным. Ангела Меркель встречается 12 июля с президентом Зеленским, а 15 июля отправляется с визитом в Вашингтон.

«Использование природного газа и его транзит – это явление временное. Германия решила полностью отказаться от углеродных источников энергии до 2045 года. Нам еще нужно довольно много газа, возможно, до 2032 года. Но потом его использование очень сильно уменьшится, и нам надо думать, что будет позже… Вся наша система через 15 лет будет перестраиваться на водород», – рассказала посол Германии в Киеве Анка Фельдгузен украинскому изданию Zn.ua. Немецкий посол призвала украинских чиновников задуматься о будущем: о производстве водорода и о его транзите в Европу. Украинский премьер Денис Шмыгаль в интервью немецкой газете Handelsblatt рассказал о возможности использования трубопровода «Дружба» для поставок водорода в Европу.

Переключение противников «Северного потока – 2» в Вашингтоне и Киеве на обсуждение водородных проектов было бы во всех отношениях выигрышным для Германии. По данным агентства Bloomberg, американские и немецкие чиновники готовят к визиту Меркель в Вашингтон 15 июля соглашение о восточноевропейском сотрудничестве в сфере энергетики и транспорта с участием Украины. Ангела Меркель собирается встретиться с президентом Украины Владимиром Зеленским накануне своего визита в США. И водородные перспективы Украины наверняка будут обсуждаться во время встречи с Зеленским.

Между тем российские эксперты считают проблему транспортировки водорода малоисследованной.

«Пока никаких работающих коммерческих систем транспортировки водорода нет нигде. Технологии находятся на уровне НИОКР», – заявил «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Предположительно по новым трубам («Северный поток» – 1 и 2», а также «Ямал–Европа»), возможно, будет прокачивать метано-водородную смесь, но стоимость технологической доработки неизвестна. Все это пока на уровне теоретического поиска, а не коммерческих решений, указывает эксперт.

«Украинская газотранспортная система имеет мало шансов быть перестроенной на транзит водорода или даже метано-водородной смеси из-за своего возраста и отсутствия достаточных вложений в ее модернизацию.

Вложений и не будет без гарантий транзита российского газа на десятилетия вперед, и таких гарантий никто не даст», – прогнозирует Митрахович. «Украина могла бы в теории производить «желтый» водород из энергии АЭС. Но и эти проекты повисают в воздухе из-за отсутствия планов по строительству новых блоков АЭС на Украине. Ведь действующие придется рано или поздно выводить из эксплуатации», – рассуждает эксперт. Переговоры с европейцами показывают, что ЕС не хочет признавать «желтый» водород приемлемым с точки зрения идеологии энергоперехода и «зеленого курса». «В противном случае сама Россия могла бы стать крупным экспортером «желтого» водорода в ЕС, не говоря уже о «голубом» водороде из природного газа», – говорит Митрахович.

«Подмешивание до 10% водорода в общий поток природного газа в существующих газопроводах возможно. Если речь о таком подмешивании, то Украине не придется существенно модернизировать свою ГТС», – считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал». 

«Теоретически Украина может наладить производство водорода на своей территории, в том числе из российского газа или альтернативными способами. И продавать этот водород дальше в Европу, подмешивая его к существующим газовым потокам. Такой проект действительно может ослабить сопротивление Киева строительству и использованию «Северного потока – 2», но только если найдется инвестор, готовый профинансировать подобный проект и пролоббировать его согласование с «Газпромом», – считает Тузов. Рассчитывать, что в 2045 году будет остановлен транспорт газа по «Северному потоку – 2», не стоит, говорит эксперт. Полученный по трубе газ будет продан в соседние с Германией страны, еще не перешедшие на водородную энергетику.

«Россия активно прорабатывает варианты производства и транзита водорода по своим газопроводам. При этом чисто «водородные» газопроводы скорее всего строиться не будут. Более вероятно строительство инфраструктуры, аналогичной транспорту сжиженного природного газа», – предполагает Тузов.

«Тезисы о массовом развитии водородной энергетики необходимо воспринимать с определенной степенью скепсиса, хотя бы потому, что существует конкуренция со стороны массовой электрификации, прежде всего транспорта. Одновременное развитие инфраструктуры и для водородной энергетики, и для электротранспорта потребует колоссальных инвестиций. Какое перспективное направление выиграет конкуренцию, говорить пока преждевременно», – считает замгендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. Проблемы экономически эффективной транспортировки, хранения и безопасного использования водорода пока далеки от решения, считает Григорьев. «Поэтому водород скорее всего очень долго еще будет проигрывать природному газу по показателям цены и технологичности. Но власти ЕС всегда могут вмешаться в естественные рыночные процессы и исказить реальную экономику в межтопливной конкуренции, как это произошло в паре уголь–газ», – предупреждает эксперт.