Научно-исследовательские подразделения ГК ОТЭКО начали предпроектную работу по определению технологических схем и компоновок новых производств на Таманском полуострове. Компания вложит $6 млрд в строительство индустриального парка: восьми заводов общей мощностью 11 млн т и пяти морских терминалов суммарным объемом перевалки около 100 млн т, тепличного комплекса и жилого микрорайона. Общий срок реализации проекта, по данным пресс-службы ГК, составит пять лет, к работам планируют приступить уже в следующем году.

В рамках индустриального кластера будут работать предприятия по производству аммиака (мощность — 2,5 млн т в год), карбамида (2 млн т в год), метанола (3,5 млн т в год), по переработке широкой фракции легких углеводородов (1 млн т в год), высокооктановых компонентов бензина из сжиженных углеводородных газов (1 млн т в год), высокооктановых компонентов бензина из нафты (1 млн т в год). Также до 2021 года начнут работу два завода по переработке сои и производству комбикормов, терминалы — зерновой (14,5 млн т), универсальный (3 млн TEU), навалочных грузов (35 млн т), перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородов с реконструкцией Таманской базы сжиженных углеводородных газов и строительством нового причального комплекса (20 млн т), терминал и база крупногабаритных и тяжеловесных грузов (300 тыс. т).

«Мы планируем создать индустриальный кластер для глубокой переработки и перевалки полезных ископаемых, чтобы ликвидировать существующий и прогнозируемый нашими специалистами дефицит в логистике навалочных грузов в южной части России, в производстве, экспорте и поставках на внутренний рынок нефтехимической и аграрной продукции»,— отметил генеральный директор ОТЭКО Сергей Губинец.

По словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, выбранные ОТЭКО направления являются высокомаржинальными и ориентированы на экспорт. Так, в портах РФ нет комплексов по перевалке высокорентабельного экспортного товара — жидкого аммиака. «Ближайший зарубежный комплекс — в Одессе, а в мире экспортных баз-терминалов всего десять»,— отмечает эксперт. По его оценке, строительство терминалов в Тамани имеет большое значение для России, однако сомнения вызывает заявленный объем выпуска продукции, на который можно рассчитывать только в долгосрочной перспективе: «ОТЭКО объявила мощность завода по производству метанола в 3,5 млн т в год. Это очень много: столько произвели в России в 2013—2014 годах. Таким образом, завод планирует удвоить общий объем и занять почти половину отечественного и 4—5% мирового рынка, где спрос на метанол составляет порядка 70—80 млн т в год».

Как отметил господин Калачев, ежегодно в мире производят и потребляют порядка 160 млн т аммиака и примерно столько же карбамида. В России в 2014 году произвели 14,6 млн т аммиака, ОТЭКО собирается занять до 1,7% мирового и около 12% российского рынка, а также получить около четверти всего внутреннего и более 1% общемирового производства карбамида. По мнению господина Калачева, если этот амбициозный план будет реализован, вложения окупятся быстрее обычного для РФ срока, который составляет 20—30 лет для транспортной инфраструктуры и 10 лет для промпредприятий. Также собеседник „Ъ“ отметил, что в 2015 году рентабельность по показателю EBITDA у конкурирующей с ОТЭКО группы НМТП по портовому бизнесу составила 74,9%, по операционной прибыли — 32,1%, у другого подобного профильного предприятия — «Тольяттиазота» рентабельность по чистой прибыли составила 34,3%.

Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов считает, что карбамидные и метаноловые производства и места перевалки рядом с морем потенциально опасны для экологии. Вместе с тем, как заявил господин Безбородов, в силу особого значения проекта для экономики страны проблем со строительством у ОТЭКО быть не должно, и через пять — семь лет доля ГК на рынке перевалки России сможет вырасти с нынешней 1,7% до 3%, а на рынке Азово-Черноморского бассейна — с 5% до 8%. Гарантией этому может служить стабильно высокий спрос на продукцию новых заводов в мире, в особенности на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, отметил эксперт.