Росавиация обвинила предприятия ТЭК в сфере топливозаправки в аэропортах в необоснованном повышении тарифов. Это может сократить объемы авиаперевозок и понизить рентабельность воздушного транспорта.

За июнь-август 2014 г., по данным Росавиации, в 30 российских аэропортах цена 1 тонны авиакеросина выросла в среднем на 7%. Наиболее значительный рост отмечается в аэропортах Поволжья, Юга России и в Сибири. По оценке аналитической компании "Алгоритм", начало взлета цен совпало с пожаром на Ачинском НПЗ. Но поскольку он производит только 190 тыс. тонн авиакеросина в год, а всего в России производится 10 млн тонн, пожар не может быть объективной причиной всплеска керосиновых цен, особенно в других регионах.

Похоже, главная причина очередного ценового рывка - монополизм крупных нефтяных компаний-поставщиков топлива. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) целенаправленно движутся для "завоевания" рынков через конечного потребителя", - уточнил  РГ председатель совета директоров компании Creon Еnergy Фарес Кильзие.

Не исключено, что удорожанием авиакеросина нефтяные компании хотят "застраховаться" от возможного увеличения налоговой нагрузки на "нефтянку". Рост этой нагрузки, как пояснил  Антон Сейчасов, начальник отдела авиаперевозок холдинга AsstrA, может привести к тому, что заправка за рубежом станет дешевле.

Однако начальник управления ФАС по контролю ТЭК Дмитрий Манохин заявил, что оперативный анализ услуг топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах РФ, проведенный этой службой, "не показал существенного роста цен на авиакеросин и услуги ТЗК". Но, по его словам, ФАС готова "точечно" проверить динамику этих расценок в ряде регионов".

Многие виды моторного топлива из стран СНГ нередко более привлекательны для потребителей в сравнении с российской продукцией. Поэтому, по данным ФТС, в первом полугодии-2014 в сравнении с тем же периодом-2013 совокупный объем импорта авиакеросина и авто бензина возрос почти в 2,7 раза. Эти товары ввозятся из Белоруссии, Азербайджана, ряда стран Средней Азии, где темпы роста производства моторного топлива пока выше внутреннего спроса.