Комиссия РСПП по химической промышленности и Совет Российского Союза химиков (РСХ) провели совместное заседание, где председатель Совета Союза переработчиков пластмасс (СПП), директор по науке и развитию НПП «ПОЛИПЛАСТИК» Михаил Кацевман в очередной раз акцентировал внимание на проблеме «полимерного неравенства» и тех сложностях, которые испытывают производители полимерных компаундов и переработчики пластмасс.
«Если кратко, то сегодня ситуация в отрасли такова: есть устойчивый рост производства базового сырья, он идет опережающими темпами и приводит к профициту полимеров внутри страны. И на этом фоне мы наблюдаем сложности у отечественных переработчиков: они имеют дефицит сырья для переработки и проблемы с рентабельностью производства», — говорит Михаил Кацевман.
Это, по мнению эксперта, и приводит к нарастанию «полимерного неравенства». В итоге при профиците базового сырья Россия импортирует порядка 20% готовых изделий из полимеров на сумму около 4 млрд долл. в год. За пять лет в РФ было ввезено готовой продукции из пластиков на сумму почти 25 млрд долл. И не какой-то совсем уникальной: пленки (доля в структуре импорта — 30%), листы (15 %), канцтовары и фурнитура (10%).
«Поставляя на экспорт базовые полимеры, Россия обеспечивает зарубежные страны дешевым сырьем. Потом отечественные пластмассы возвращаются в РФ уже в виде совсем недешевых изделий. Я считаю, что показательным для нашей страны должен быть пример Турции, которая экспортирует до 2 млн т готовых изделий в год, постепенно закрепляя за собой статус одного из крупнейших хабов по переработке пластмасс. Той же политики придерживаются Польша и Китай», — отмечает Михаил Кацевман.
Однако особенность российской отрасли переработки пластмасс такова, что она крайне чувствительна даже к незначительным колебаниям рынка и удорожаниям сырья. Дело в том, что в настоящее время в нашей стране в функциональной модели подотрасли порядка 1 млн т (23,5%) сырья в год осваивают мелкие и сверхмелкие предприятия по переработке полимеров, пишет plastinfo.
Именно по ним нещадно бьют любые кризисы, заставляя нести несоизмеримые с выручкой потери. В конечном итоге малый полимерный бизнес вымирает, ставя под удар не только региональную базу отрасли, но и крест на перспективах быстрого преодоления «полимерного неравенства».
По мнению Кацевмана, повысить эффективность отрасли и уйти от сырьевой модели можно только с помощью диверсифицированной регуляторной базы — а вот ее в области полимеров в РФ сегодня почти нет. Именно поэтому, а также по причине серьезной импортозависимости (до 80%) отрасль переработки подвержена всем колебаниям международной экономики и совсем не защищена ни внутренними законами, ни компетенциями специалистов.
Предлагаются и меры — стимулирование на государственном уровне спроса на полимерное сырье на внутреннем рынке, поддержка поставок изделий на экспорт, совершенствование технического регулирования и стандартизации, развитие компетенций и навыков управления бизнесом.
По мнению экспертов, данные меры будут эффективны не только для малого полимерного бизнеса, но и для лидеров отрасли и помогут быстрее преодолеть «полимерное неравенство», ускорить процессы локализации.
Успешные примеры есть уже сегодня: НПП «ПОЛИПЛАСТИК» замещает импорт во многих базовых отраслях российской полимерной промышленности от 28 до 75% в зависимости от отрасли.
По прогнозам аналитиков, суммарные полимерные мощности в РФ к концу 2025 года вырастут до 14 млн т, а переработка пластмасс в лучшем случае достигнет 8 млн т. Поэтому бороться с дисбалансом и принимать действенные меры необходимо уже сейчас.