Российские трейдеры займутся операциями с иранской нефтью, сообщил глава Минэнерго Александр Новак. "В рамках нашего меморандума о расширении торгово-экономического сотрудничества Иран будет продавать нам нефть, а эти деньги будут идти на покупку товаров из России. Наши трейдеры при наличии такой возможности будут содействовать в том, чтобы находить покупателя",— пояснил он. Но, по его словам, иранская нефть будет продаваться не в РФ.

О начале "в ближайшие дни" поставок России нефти заявил Bloomberg и министр энергетики Ирана Бижан Намдар Зангане, обсуждавший условия сделки с господином Новаком на прошлой неделе. Иранский министр отметил, что Россия будет покупать "значительно меньше 500 тыс. баррелей в сутки", а вырученные средства Иран потратит на закупку стали, пшеницы, нефтепродуктов. По его словам, нефть смогут получать Белоруссия и Казахстан. Посол Ирана в России Мехди Санаи оценивал объем совместных проектов в $70 млрд.

Обсуждение поставок нефти из Ирана ведется в атмосфере строжайшей секретности. До заявления господина Новака в Минэнерго лишь подтверждали факт переговоров "о расширении сотрудничества, в том числе и в сфере ТЭКа". Но, подчеркивали, что "говорить о начале поставок рано". По словам источников "Ъ", переговоры идут с 2014 года, и обсуждались различные схемы. Один из собеседников  говорил, что объемы закупок иранской нефти будут на уровне 300 тыс. баррелей в сутки, поставлять ее планируется на рынки АТР, а расчеты вести в одном из местных банков. Россия непосредственно получать нефть действительно не будет. Трейдером станет один из ФГУПов, подведомственных Минэнерго. Другой собеседник утверждает, что "нефть будет приобретена уже в ближайшее время".

Сейчас в отношении Ирана действуют международные санкции, запрещающие и закупки нефти (впрочем, Китай ее продолжает покупать). Россия пока не очень активна. Мехди Санаи говорил, что "российские компании не слишком охотно идут на участие в финансировании проектов в Иране", в то время как их китайские, европейские и индийские конкуренты "готовы инвестировать".

Александр Новак  заявил, что нефтяная сделка с РФ может быть реализована "вне зависимости от наличия санкций в отношении иранской нефти". "Мы же не вводили санкции. Никаких ограничений сейчас нет для того, чтобы наши компании этим занимались",— заявил он. Источник  в правительстве РФ говорит, что поставки иранской нефти "будут на грани рентабельности": "Это не совсем бизнес-проект. Важно застолбить свое место на рынке, сделать Россию партнером". При этом Иран уже в ближайшее время может резко нарастить присутствие на мировом рынке. Бижан Намдар Зангане, выступая на прошлой неделе в ОПЕК, заявил, что уже через месяц после снятия ограничений на иранскую нефть объем ее поставок может вырасти на 500 тыс. баррелей в сутки, а через шесть-семь месяцев — на 1 млн баррелей в сутки.

Если Россия действительно будет поставлять иранскую нефть в АТР, это поможет ей в конкуренции с другими производителями, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research: нарастить экспорт за счет собственных ресурсов у РФ пока возможности нет. Он считает вероятным, что ограничения на торговлю с Ираном будут сняты, тогда его нефть и газ будут конкурировать с российскими, поэтому важно начать создавать партнерские отношения.