Правительство готово повысить акцизы на 1 руб. с 1 л моторного топлива (бензин и дизтопливо класса «Евро-5»), рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. Существование поправок в Налоговый кодекс, повышающих акцизы на 1 руб., подтвердила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Представителю Минэнерго известно о таком решении, его коллега из Минфина отказался от комментариев. Идея обсуждалась с президентом на октябрьском заседании президиума Госсовета, посвященном автомобильным дорогам. Новые параметры будут добавлены в поправки в Налоговый кодекс, которые уже приняты в первом чтении, говорят собеседники.

Налоговый маневр в нефтяной отрасли (резкое снижение пошлины и повышение НДПИ) приведет к тому, что с 2015 г. вырастет внутренняя цена на нефть, а с ней и цены на топливо. Но власти хотели, чтобы оно дорожало в рознице не более чем на 1,8 руб. Для этого НПЗ получали компенсацию потерь в виде серьезного снижения акцизов. Но теперь решено снижать акцизы не так сильно, и 1 л моторного топлива подорожает в 2015 г. на 3 руб., подсчитывает один из чиновников, а в 2016-2017 гг. — на 1,6-1,8 руб. в год.

Акцизы на бензин класса «Евро-5» в 2015 г. должны были снизиться на 45,8%, а теперь снизятся только на 29%; акцизы на дизтопливо — на 33,3% вместо 56,1%. Это прибавит к акцизу 1300 и 1200 руб. за 1 т соответственно, объясняет директор нефтегазового центра EY Денис Борисов.

Летом Минфин пытался корректировать параметры акцизов, чтобы сократить потери бюджета от маневра (около 240 млрд руб.), но получил отпор от нефтяных компаний, которые поддержал вице-премьер Аркадий Дворкович. «Если потери не понесут компании, то либо бюджет, либо граждане», — предупреждал тогда чиновник Минфина; выбрали бюджет — не хотели повышать цены.

Минфин оценивает прибавку в бюджет от более высоких акцизов в 90 млрд руб. в 2015 г., говорит чиновник финансово-экономического блока. С 2017 г. доходы могут достичь 200 млрд руб. (производить можно будет топливо класса не менее «Евро-5»), знает другой чиновник. Чиновник транспортного блока правительства оценивает прибавку в 70 млрд руб. в 2015-2016 гг.

Это сократит потери региональных дорожных фондов, которые в основном финансируются за счет акцизов. Они будут получать все доходы от акцизов (сейчас часть идет в федеральный фонд) и трансферт из федерального фонда, которому, в свою очередь, увеличат трансферт из бюджета.

Hо даже с учетом всей компенсации потери регионов из-за маневра составят как раз до 100 млрд руб. в год, оценивал Минтранс. Татарстан в этом году может недополучить 2 млрд руб., Самарская область — 1,5 млрд руб., остальные также говорят о 2 млрд, предупреждал президента Владимира Путина на Госсовете президент Татарстана Рустам Минниханов.

Федеральный бюджет еще готов побороться с регионами за дополнительные 70-90 млрд руб., говорят два федеральных чиновника финансово-экономического блока: можно либо сократить на эту сумму трансферт из бюджета федеральному фонду (в 2015 г. — как раз около 90 млрд руб.), либо добавить регионам сверх компенсации. Все деньги — около 90 млрд руб. — пойдут в региональные дорожные фонды, отмечает Тимакова. Деньги должны получить регионы, считает чиновник транспортного блока: дополнительные средства теоретически позволяют выполнить поручение президента удвоить темпы строительства дорог.

«Мы сможем финансировать проекты, которые сейчас под угрозой», — радуется один из губернаторов. Но при таком варианте будет жесткое требование: деньги должны не раствориться в региональных фондах, а пойти на конкретные цели и проекты, указывает чиновник Минфина. Пусть деньги будут окрашены, пусть будет контроль, согласен губернатор. Рост на 3 руб. может оказать влияние на инфляцию, признает высокопоставленный чиновник. Доля расходов на бензин в потребительской корзине, по которой рассчитывается инфляция, — 3%, повышение цен на 1,8-3 руб. добавит 0,2-0,3 процентного пункта к инфляции 2015 г., оценивает Мария Иванова из Экономической экспертной группы. Есть и косвенное влияние — через рост издержек производителей, продолжает Иванова, всего цена маневра — до 0,5 п. п.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов социального напряжения не боится: «Незначительное повышение не только не окажет отрицательного влияния на социальный климат, а через повышение качества региональных и муниципальных дорог даже улучшит его». Артамонов не верит, что цены вырастут на все 3 руб.: в большей степени они будут зависеть от потребительской способности граждан. Цена на моторное топливо в России, особенно на бензин, формируется не только по формуле «нетбэк плюс акциз», но и из соотношения спроса и предложения, согласен Борисов, но маржа НПЗ из-за маневра снизится очень сильно: для среднего условного завода в центральной части России — до $35 на 1 т против текущих $60. «Цены на бензин будут определяться с учетом налоговой нагрузки», — уверяет представитель Минэнерго.