В угольной индустрии столкнулись проблемы дефицита кадров и рисков безработицы, рассказала на форуме Группы CREON «Уголь» эксперт «Яков и Партнеры» Софья Мангилева. С одной стороны, неукомплектованность некоторых ГОК в соответствии со штатным расписанием достигает 20%; с другой, 27 угольных компаний с совокупным объемом добычи в 40 млн тонн в год находятся под риском банкротства в 2025 г, из-за чего могут быть высвобождены до 50-60 тыс. человек.
Решение кадрового вопроса требует комплексного подхода, который необходимо структурировать по 5 направлениям: повышение привлекательности трудоустройства в компаниях с дефицитом; организация кампаний перевода сотрудника в другое предприятие отрасли при закрытии предприятия; переобучение сотрудников на схожие дефицитные специальности для трудоустройства в регионе; поиск новых областей применения угля (альтернатива для экспорта); формирование альтернативных энергоемких бизнесов в регионах производства угля.
Средняя заработная плата ТОП-6 угольных компаний отрасли сопоставима с альтернативами при более тяжелых условиях труда и требованиях к квалификации, сообщается в телеграм-канале CREON Conferences.
Даже без учета выпадения объемов под риском к 2030 г. отрасль добычи достигнет профицита рабочей силы – возможно перенаправление в обрабатывающие производства, строительство, коммуникации.
Генерация на угле не сможет полностью перекрыть выпадающие объемы добычи, но сможет стать ответом на социальные вызовы для региона. Каждая малая УЭС позволит создать до 250 рабочих мест на каждую станцию в 25 МВт при стоимости ЭЭ 2-4 руб. на КВт/ч, с потреблением 80-120 тыс. т угля.
Для обеспечения эффективности потенциальные новые бизнесы в Кузбассе должны соответствовать 4 критериям: снижение себестоимости производства при стоимости электроэнергии не более 4 руб./кВт·ч; точка расположения производства на ЖД-узле класса I/II в радиусе ≤30 км; наличие промышленного участка с подключениями (водоснабжение, электрификация, интернет-кабель); встраивание в существующие кластеры для оптимизации инфраструктурных расходов, сырья и точек сбыта (потенциально химия, металлургия, энерго-технопарки).