Китай стал активнее закупать российскую нефть «обходными» путями. Поставки топлива все чаще включают перегрузку в море, пишет Bloomberg. Небольшие суда отправляются от порта Козьмино под Владивостоком и заходят в воды Южной Кореи, где нефть перегружается на супертанкеры и следует в Китай. Bloomberg отмечает, что такую схему использует как минимум одна крупная китайская компания.

Ей пришлось пойти на это из-за опасений страховщиков по поводу вторичных санкций, ведь тех, кто готов оказывать услуги контрагентам, связанным с Россией, все меньше.

Это показывает, что китайские компании все же готовы работать с Москвой, тем более что она предлагает большую скидку на нефть, отмечает старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович: «Китайские компании пытаются использовать большие танкеры, которые в настоящее время оказались без работы из-за локдаунов в КНР.

Поэтому если в прошлом использовались суда меньшего масштаба, которые могли пройти из порта Козьмино в Китай, то теперь проводится еще и перевалка в море вблизи Южной Кореи.

Что касается санкционного аспекта, данная история нужна не для того, чтобы обходить ограничения, скорее, это показатель отсутствия опасений из-за работы с российской нефтью, пишет Ъв.

Китайский бизнес разнообразен. Одна его часть опасается санкционного давления, другая вполне готова работать с Россией. При этом сложились все обстоятельства: и дисконт, вызванный российско-западным конфликтом, и эффект от коронавируса, который привел к решению использовать одни танкеры, а не другие. Нужно быть гибким в текущей ситуации. Если наши компании сейчас не будут давать скидки, то они не смогут продать нефть. Само по себе сырье стоит дорого, поэтому даже скидка в 30% от стоимости все равно делает такой бизнес выгодным».

Bloomberg отмечает, что Китай стал забирать почти всю танкерную восточно-сибирскую нефть (ВСТО), которая до этого шла напрямую в Японию и Южную Корею. Ранее Financial Times сообщило, что китайские независимые НПЗ также нарастили закупки нефти из России.

В начала мая вице-премьер Александр Новак заявил, что России необходимо диверсифицировать поставки топлива и переориентировать их в том числе в Азию.

Отчасти такой сценарий уже сбывается, говорит заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев: «Если мы говорим именно про пример с ВСТО, это не столько перестройка поставок нефти на Азию, сколько в первую очередь увеличение поставок в Китай с сокращением отгрузок в Японию и Южную Корею, которые сейчас пытаются сократить импорт нефти из России. Они опасаются, что национальные правительства будут вынуждены присоединиться к запрету на импорт российской нефти.

Что касается движения в сторону азиатских рынков, более показателен пример, который мы сейчас видим в портах Северо-Запада, в Новороссийске. Если в феврале у нас практически ничего из этих портов не уходило на азиатские рынки, то сейчас порядка 0,6-0,7 мбд уходит в страны Азии, в первую очередь в Китай. Насколько устойчив этот тренд, как долго он продлится? Здесь сказать сложно.

И КНР, и Индию и Юго-Восточную Азию привлекают очень большие дисконты к стоимости российской нефти, но китайцы стараются соблюдать принцип диверсификации, поэтому не думаю, что они будут готовы серьезно нарастить импорт сырья из РФ. Москве все равно придется искать других покупателей».

24 мая в министерстве экономики Германии заявили, что ЕС согласует эмбарго российской нефти в ближайшие дни. Однако обсуждение снова заблокировала Венгрия, которая требует около €15 млрд в качестве компенсации за отказ от своего права вето.