Евросоюз все же не будет устанавливать потолок цен на российский газ, но самостоятельно ограничит поставки и введет налог на сверхприбыль для энергокомпаний.

ЕС хочет сократить импорт топлива из России, чтобы при этом не пострадали особо нуждающиеся в нем страны. Введение предельной стоимости, которое европейские политики обсуждали все лето, заменит так называемый взнос солидарности, пишет The Guardian. Это налог на сверхдоходы для нефтяных и газовых предприятий. Прибыль производителей электроэнергии с низким уровнем выбросов углерода ограничат отдельно.

Впрочем, как считает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков, сократить поставки газа из России в такие короткие сроки невозможно, а у налога на сверхприбыль есть много рисков: «Страны, которые уже не получают российский газ де-факто или получают его в минимальных объемах, после периода заполнения хранилищ, допустим, в ноябре, могут сказать, что теперь они полностью от него отказываются. Германия почти не получает топливо из РФ и может гордо от него отказаться.

Но те государства, которые действительно от него зависят, такие как Венгрия, Чехия, Словакия и Италия, вряд ли на это пойдут. Перед ЕС стоит задача ограничить цены на энергию. Проблема в том, что если начать делать это директивно, то возникнет дефицит, разрушится нынешняя структура рынка. Более того, когда вы начинаете регулировать стоимость при нехватке поставок, то тем самым уничтожаете стимул для предприятий экономить энергию, если она становится дешевле. Очевидно, будет много споров, поскольку это большое вмешательство государства.

Кому, какую субсидию давать и как долго — это всегда вопрос очень сложный. Внутри ЕС борются два мотива. С одной стороны, сделать больнее России, с другой — обеспечить собственные потребности и не сделать больнее себе. Введение потолка цен и прекращение поставок со стороны РФ как ответная мера были бы очень болезненны для обеих сторон — для России, наверное, даже более болезненны. Можно сделать плохо себе, а русским еще хуже. На недавнем внеочередном саммите министров энергетики ЕС все-таки пришли к выводу, что следует себе сделать лучше. Экономическая логика победила политическую, по крайней мере, на данном этапе».

По данным источника «РИА Новости» в Евросоюзе, ограничение поставок российского газа могут включить в ближайший санкционный пакет. Скорее всего, лишь некоторые европейские страны смогут отказаться от топлива уже этой осенью, отмечает консультант Vygon Consulting Иван Тимонин. При этом поступления в российский бюджет могут и не уменьшиться из-за высоких цен на спотовом рынке, говорит он:

«Кейс каждого европейского государства нужно рассматривать отдельно. Выполнить эти амбициозные заявления об отказе от поставок российского газа, возможно, удастся только тем странам Европы, которые не особо от него зависят. Это Швейцария, Бельгия, Великобритания, может, Франция. Если смотреть на регион целиком, планы по отказу от импорта топлива из РФ известны и закреплены в документе Евросоюза.

Они весьма амбициозны и не всегда подкреплены конкретными инвестициями и проектами. До 2025 года у нашей отрасли имеется время на перенаправление потоков. Процесс этот непростой, поскольку все завязано под большие инфраструктурные проекты — новые заводы по сжижению газа, трубопроводные мощности.

Какие-то объемы с европейского рынка действительно уйдут, но и цены сейчас на беспрецедентно высоком уровне. Предпосылок для их снижения без новых объемов газа, доступных европейскому рынку, нет, то есть стоимость, вероятно, еще не раз обновит потолки».

По данным Bloomberg, если прибыль энергокомпаний в этом году выросла более чем на 20% по сравнению с прошлыми годами, ставка налога на сверхдоходы составит 33%. Причем члены Евросоюза смогут самостоятельно ее увеличивать. Краткосрочно такой налог может быть эффективным, если власти ЕС грамотно распределят изъятые доходы, считает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«По сути, речь идет о налоге на сверхдоходы, связанные с резким ростом цен на углеводороды и уголь. Повышение стоимости является временным явлением — налог тоже выглядит как кратковременное кризисное решение.

Он будет работать с точки зрения перераспределения экономического результата. Дальше возникает вопрос, удастся ли правительствам эффективно распределить дополнительные средства, дойдут ли они до тех секторов энергетики или потребления энергоресурсов, которые действительно в этом нуждаются. Это будет понятно только спустя довольно длительное время, когда все заработает».

Еврокомиссия также предложила согласовать общий максимум потребления электроэнергии в часы пик. Итоговый план по борьбе с ростом цен представят уже 14 сентября. Как уточняет The Guardian, ЕС передумал устанавливать потолок стоимости российского топлива из-за недостаточной поддержки этой инициативы. Против нее выступали Венгрия, Словакия и Австрия. Критиковали это предложение также Нидерланды, Дания и Германия.