Россия, Казахстан и Узбекистан создадут «тройственный газовый союз». Президент РФ Владимир Путин и его казахстанский коллега Касым-Жомарт Токаев обсуждали это в Кремле 28 ноября.

Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что маршруты поставок энергоносителей в этом регионе «чрезвычайно актуальны» и такой союз «будет соответствовать интересам всех трех стран». Впрочем, никаких подробностей проекта в Кремле не привели.

Насколько перспективен такой союз? И как он может выглядеть? “Ъ FM” задал эти вопросы директору Фонда национальной энергетической безопасности Константину Симонову: «Пока это только аккуратная декларация. Единственное, для чего это можно делать, — для координации экспортной политики. Гипотетически возможны совместные проекты. Есть идея газопровода в Индию — она, может, кажется амбициозной, но гипотетически Россия и Узбекистан могли бы в этом участвовать.

Конечно, пока этот проект выглядит достаточно сырым. Интеграция в газовой сфере гораздо сложнее, чем в нефтяной. И вопрос: почему в этом газовом союзе, скажем, нет Туркмении? Ведь она самый крупный экспортер. Понятно стремление России найти какие-то новые ходы. Ее вытесняют с европейского рынка — нужно как-то отвечать. Но говорить о том, что в этом союзе есть какие-то суперсильные аргументы, я бы пока не стал».

28 ноября лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил первую зарубежную поездку после переизбрания на пост президента. На встрече с Владимиром Путиным он пообещал защитить российские инвестиции в экономику своей страны и отметил, что у обеих сторон есть вопросы, касающиеся газовой сферы. Впрочем, Астана не драматизирует ситуацию, добавил Токаев. Путин, в свою очередь, заявил, что Россия переориентирует экспорт на новые рынки. Но больших перспектив у газового союза России, Казахстана и Узбекистана не видит и эксперт по энергетике Михаил Крутихин:

«У Казахстана и Узбекистана есть установившиеся схемы работы с природным газом. Главный клиент у них, конечно, Китай.

Из Туркмении через Узбекистан и Казахстан туда идут три газопровода, четвертый сейчас строится. Что касается работы российских газовых компаний, то да, некоторый объем газа в Узбекистане добывает Россия, это топливо поступает в южные районы Казахстана, а из северных районов страны совместное предприятие "Казросгаз" поставляет газ на Оренбургский газоперерабатывающий завод, часть его идет на экспорт, часть — для внутреннего потребления, и все.

То есть сотрудничество трех стран по топливу ограничено этими очень скромными схемами. Перспектив для того, чтобы значительно увеличить его добычу в Казахстане, в ближайшее время не вижу. Скорее всего, эту инициативу ждет та же судьба, что и известный форум стран-экспортеров газа. Была когда-то такая идея у России и Ирана, и превратилось все это в маленький, скромный офис, который находится в столице Катара. Он ни на какой рынок не влияет, а просто следит за тем, что происходит на газовом рынке».

29 ноября глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил, что Россия «навсегда» потеряла Европу как своего крупнейшего энергетического клиента, пишет Reuters. Президент Хорватии Зоран Миланович между тем сообщил, что Евросоюз не смог создать свой энергетический рынок и теперь вынужден в три раза дороже покупать газ в США.