По данным информагентства «Sputnik.kg» (Киргизия), бывший вице-премьер Киргизии Базарбай Мамбетов недавно заявил, что «налаживание импорта нефти и нефтепродуктов из Туркменистана в Киргизию перспективно и взаимовыгодно».

Это мнение высказано в контексте заявления вице-премьера Киргизии Валерия Диля о том, что в ходе официального визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Бишкек (в начале августа с.г.) обе стороны договорились о проведении переговоров по доставке из Туркменистана 400-500 тыс. тонн нефти.

По данным Б. Мамбетова, «от железнодорожной станции Фарад на туркменско-узбекской границе до Киргизии - 990 километров, а транспортное плечо по этим поставкам из России – не меньше 2 тыс. км. Сопредельные страны не смогут препятствовать импорту туркменских нефти и нефтепродуктов, так как входят в состав Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ. Туркменистан в последние годы закупил достаточное количество цистерн и тепловозов, что позволит без проблем доставлять эту продукцию».

Свыше 95% общего объема импорта нефти и нефтепродуктов в Киргизию осуществляется по железным дорогам. В первом полугодии 2015 г., по данным торговой статистики, импорт в Киргизию бензина составил 313 тыс. тонн, дизтоплива – почти 230 тыс. т. По сравнению с тем же периодом 2014 г. объем этих поставок возрос примерно на 13%.

Минимум 90% данных объемов – это поставки из России. Ввозятся нефтепродукты и из Казахстана (около 6%), Белоруссии, КНР, Узбекистана и стран Балтии. Почти 100% объема импорта нефти приходится на Россию.

«Киргизия – одна из немногих стран экс-СССР где до сих отсутствует нефтепроводная сеть, - уточнил обозревателю RCC Валерий Чернышев, аналитик по вопросам развития транспортной сети бывшего СССР, эксперт Госплана СССР (в 1980-х гг.). - А железнодорожная сеть страны сосредоточена в  северном и западном регионах, охватывая максимум 60% территории Киргизии.  Нефтеперерабатывающие мощности тоже сконцентрированы на западе и северо-западе страны; самый крупный НПЗ – западнокиргизский завод в Джалал-Абаде (до 300 тыс. т сырья в год). Эти факторы нередко затрудняют топливообеспечение большей части Киргизии. Имеются проекты нефтепроводов между Китаем и южным регионом Киргизии, связанные с планами экспорта нефти в КНР из стран Центральной Азии. Кроме того, Киргизия может стать «транзитным» участником трансазиатского нефтяного коридора Иран-Центральная Азия-КНР».