Основные мотивы заключенных в Пекине бизнес-соглашений — затащить в Россию на китайские деньги китайский грузовой транзит и дать импульс ряду масштабных проектов по переработке природного сырья.

Прошедшие в Пекине мероприятия по празднованию 70-летия окончания Второй мировой войны сопровождались крупной деловой программой. России она принесла ряд важных соглашений в газовой и железнодорожной сферах. Наиболее плодовитой оказалась «Роснефть», заключившая целую серию договоров с китайскими компаниями в сфере освоения полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также совместного развития перспективной Восточной нефтехимической компании, что станет основой для будущего нефтехимического кластера в Приморье. Помимо сделок «Роснефти» среди пекинских соглашений можно выделить четыре наиболее заметных. Это проекты, которые укрупненно можно свести к двум отраслям: добыче и переработке газа, с одной стороны, и железнодорожным перевозкам — с другой. 

Так, в Пекине было подписано соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Белкомур. Обсуждавшийся двадцать лет проект наконец обрел инвестора — китайский оборонный холдинг Poly Technologies — и сроки реализации.

В свою очередь РЖД подписала меморандум о сотрудничестве с китайской группой компаний China Yingkou Port Group Corporation. Предполагается, что будет создано совместное предприятие или же китайцы выкупят 49% акций транспортно-логистического комплекса «Белый Раст» в Подмосковье.

В газовой сфере у нас тоже два крупных соглашения. Крупнейший в России независимый игрок газового рынка «НоваТЭК» продал китайскому инвестиционному Фонду Шелкового пути 9,9% проекта «Ямал-СПГ». Лидер отечественной нефте- и газохимии «Сибур» также нашел себе китайского стратегического инвестора — Sinopec.

Белкомуру быть

Белкомур (сокращение от Белое море—Коми—Урал) — это железнодорожная магистраль, которая должна связать Архангельский порт на Белом море через Коми с промышленным районом Урала. Проект предполагает, что магистраль пройдет из Соликамска в Пермском крае через Сыктывкар в Архангельск. Общая длина трассы составит 1161 км, из которых 449 км уже существуют, но их надо будет реконструировать до нужного состояния. А вот 712 км — новые пути, которые еще предстоит проложить по северной тайге.

Оператор проекта — межрегиональная компания «Белкомур» — был учрежден еще в 1996 году. Его акционерами являются Республика Коми (48,32%), Архангельская область (19,81%), Пермский край (9,42%) и ряд предприятий и учреждений.

Специализированный оператор начал строительство, но далеко в реализации проекта не продвинулся. Уже в 1998 году из-за кризиса в стране все работы по проекту были остановлены. Снова к нему вернулись в середине 2000-х по инициативе заинтересованных регионов. Предполагалось, что реконструкцию существующих участков осуществит своими силами РЖД, строительство новых будет оплачено за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Проект прошел все согласования, получил одобрение инвестиционной комиссии. Но его снова подкосил кризис: в 2009-м все работы были остановлены из-за бюджетных ограничений. После кризиса, в 2010 году, было решено реализовывать проект на условиях государственно-частного партнерства. Однако сторонний инвестор нашелся только сейчас.

Зачем нужен Белкомур? Он способен обеспечить ряд позитивных эффектов. Во-первых, значительно укорачивается маршрут следования грузов с Урала к порту Архангельска. Сейчас такие грузы гоняют с крюком через единственную железную дорогу, связывающую Архангельск с остальной Россией. И от того же Соликамска это порядка 800 км лишнего пути.

Кроме того, трасса способна дать импульс к освоению ресурсов по маршруту своего следования. Так, можно будет возить бокситы Тиманского месторождения на Урал, а лес — в Архангельск. Как уточнил временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Орлов, «мы через реализацию проекта рассчитываем получить более комфортный доступ к нашему основному сырью — лесу. Рассчитываем, что природные богатства, которые будут располагаться рядом с дорогой, тоже будут вовлечены в процесс развития. Это и строительство карьеров, и разведка месторождений различных природных ископаемых. Все это будет открыто для более эффективного использования».

Строить дорогу будет Poly Technologies. Это крупная китайская промышленная корпорация, созданная в 1984 году и специализирующаяся главным образом на производстве техники и вооружений для вооруженных сил КНР, а также уполномоченная осуществлять экспорт китайских вооружений за границу — в этом она схожа с нашим «Рособоронэкспортом».

Проект будет реализовываться по модели концессии. Poly Technologies станет генеральным подрядчиком проекта, она примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков, а также реконструкции существующих. Однако к непосредственным строительным работам Poly Technologies приступит, как сообщается, не ранее чем через пять лет, после окончания всех изысканий и когда будут улажены все формальности. Уже с 2022 года государство начнет возвращать концессионерам средства. Как ожидается, на уплату уйдет 25 лет, после чего дорога перейдет в собственность России.

Главным мотивом, сподвигнувшим китайцев влезть в северорусский железнодорожный проект, называют логистику — возможность получения более удобного доступа к архангельскому порту для грузов с востока. Поэтому строительству Белкомура будет сопутствовать реализация проекта по созданию глубоководного порта в Архангельске. Строительство глубоководного участка порта включено в госпрограмму Минтранса РФ до 2020 года.

Как ожидается, после завершения всех работ Архангельский порт выйдет на мощности по перевалке 30 млн тонн в год и сможет принимать суда водоизмещением до 70 тыс. тонн. Для сравнения: существующий порт Архангельска, построенный в начале 1970-х, имеет мощность по перевалке 11,5 млн тонн (фактически в 2013 году было обработано 4,4 млн тонн) и при существующих ограничениях по глубине и габаритам способен принимать суда водоизмещением до 30 тыс. тонн. Можно также отметить, что Белкомур имеет расчетную мощность по перевозке 35 млн тонн в год.

На сегодняшний день стоимость реализации проекта Белкомур с учетом расширения и модернизации Архангельского порта оценивается в 240–250 млрд рублей. Общее же число проектов, которые могут быть реализованы после строительства железной дороги, оценивается в четыре десятка с сумой инвестиций порядка 1 трлн рублей.

Из спорных моментов пока остаются детали расширения Архангельского порта. Предполагается, что это будет частно-государственное партнерство. Но состав инвесторов пока неясен. Впрочем, Poly Technologies проявляет интерес и к порту. И такой интерес понятен — без него Белкомур вообще имеет мало смысла. В самом портовом проекте, в свою очередь, имело бы смысл обратить большее внимание на мощности по перевалке минеральных удобрений. Имеющийся на сегодня проект предполагает сильный акцент (до 17,5 млн тонн мощностей по перевалке) в сторону контейнеров, в то время как на комплекс минудобрений заложено 0,5 млн тонн мощностей. В то же время очевидно, что важнейшим источником грузов для Белкомура станут производители минеральных удобрений Пермского края, которые сейчас гоняют свои грузы на Балтику.

Отметим, что на русском Севере есть еще один подобный проект — Баренцкомур. Он предусматривает прокладку железной дороги от Сургута до Сосногорска в Коми (пути уже существуют) и далее до Индиги в Ненецком АО (магистраль еще предстоит проложить), где предполагается построить глубоководный порт. Но для этого проекта партнеров пока не нашлось.

Призрак транзита

РЖД заключила соглашение с китайским портовым оператором. China Yingkou Port Group Corporation контролирует порт Инкоу в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Это очень большой порт, его мощности достигают 300 млн тонн в год. Соглашение предусматривает создание российско-китайского логистического центра на базе уже существующего ТЛЦ «Белый Раст» близ одноименной деревни в Дмитровском районе Московской области. Вместе с этим китайско-российский транспортно-логистический комплекс будет создан в самом Инкоу. С китайцами будет учреждено совместное предприятие или же они выкупят 49% «Белого Раста» для предоставления услуг по консолидации, хранению, распределению и таможенной очистке грузов. Совместную операционную платформу также предполагается сформировать на базе предприятия, которое будет осуществлять трансграничную очистку грузов, перевалку в порту и мультимодальную перевозку контейнеров. 

Зачем понадобился такой необычный альянс?

На самом деле, у обоих участников соглашения есть свои мотивы. Yingkou Port рассчитывает заработать на сотрудничестве с российским рынком электронной торговли. Его оборот в прошлом году составил порядка 7 млрд долларов, из которых до 60% пришлось на торговлю с Китаем. 

Кроме того, портовый оператор поставил себе целью уже в ближайшие 5–10 лет перевести до 10% грузопотока с океанских линий на сухопутное сообщение в соответствии с китайской программой «Один пояс — один путь». Грузы, в первую очередь контейнерные, пойдут из Китая в Россию через пропускной пункт Забайкальск или из Инкоу в порт Восточный и далее по железной дороге до «Белого Раста», с возможностью дальнейшей обработки и перенаправления далее на запад.

В свою очередь, для РЖД давно уже стало идеей фикс привлечение транзитных грузов из Китая в Европу на железные дороги. Компания много лет пытается конкурировать с морскими перевозчиками контейнеров, но без особого успеха. Возможность сотрудничества с китайцами в свете этих намерений как нельзя кстати.

«Белый Раст» для этих целей неплохо подходит. Этот ТЛЦ раскинулся на площади 180 га. Его мощность составляет 575 тыс. ДФЭ по контейнерам и 2,4 млн тонн в год — по инертным грузам. Терминал колесной техники позволяет единовременно хранить до 7 тыс. легковых автомобилей.

Отметим, что по итогам первого полугодия 2015-го контейнерный оборот Евразии на направлении Восток—Запад упал на 4,7% — с 9 млн до 8,6 млн ДФЭ. Без китайских партнеров бороться за транзит в таких условиях было бы непросто.

Шелковый путь до Ямала

Вхождение Фонда Шелкового пути в проект «Ямал-СПГ» через покупку у «НоваТЭКа» доли в 9,9% внесло некоторый элемент новизны. Доселе акционерами этого СПГ-проекта были только нефтегазовые компании. Помимо собственно создателя и главного владельца проекта компании «НоваТЭК» (теперь ее доля 50,1%) это французская Total и китайская CNPC (по 20% у каждой).

Впрочем, как отмечает главный редактор агентства Thomson-Reuters по товарным рынкам Александр Ершов, ничего необычного и неожиданного в этой сделке нет: «Задача привлечь внешнее финансирование для “Ямал-СПГ” стояла с самого начала. Из-за режима санкций круг возможных инвесторов сузился. Отсюда — китайский фонд, причем достижения договоренности о финансировании ждали еще до середины этого года. В покупке доли вряд ли есть что-то необычное — для инвестора это возможность получения дополнительной прибыли помимо стоимости самих денег, а также больший контроль. Поскольку у проекта есть гарантии ВЭБ, согласие на финансирование со стороны российских банков, а также хороший список твердых покупателей продукции, то для китайского фонда, пусть и непрофильного в смысле рынка СПГ, долевое участие станет в большей степени финансовым упражнением, нежели необходимостью участия в физическом рынке».

«НоваТЭК» не раскрывает сумму сделки. Аналитики полагают, что ее условия должны быть принципиально такими же, что и при вхождении в проект в 2013 году CNPC. Тогда китайцы заплатили за 20% «Ямал-СПГ» 1 млрд долларов. Однако с тех пор проект продвинулся по пути реализации, так что сегодня «НоваТЭК» должен получить больше — в счет компенсации уже вложенных средств и в качестве премии за развитие. Общую сумму разные источники оценивают в 1,2–2 млрд долларов. Аналитик «Уралсиб кэпитала» Алексей Кокин называет сумму в 1,4 млрд долларов, из которых 500 млн составляет премия «НоваТЭКа» и еще 400 млн — компенсация понесенных с 2013 года затрат.

«Ямал-СПГ» — это проект освоения Южно-Тамбейского газового месторождения (запасы оцениваются в 1,3 трлн куб. метров) через строительство завода по сжижению газа мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год и газоэкспортного порта Сабетта для приема и загрузки танкеров-газовозов. Как ожидается, «Ямал-СПГ» начнет отгрузки в 2018 году, а к 2021 году выйдет на проектную мощность.

При этом «НоваТЭКу» и его партнерам не надо волноваться насчет сбыта — почти весь будущий газ с проекта уже законтрактован. Среди крупнейших покупателей называют французскую Total (4 млн тонн в год), китайскую CNPC (3 млн тонн), испанскую Gas Natural (2,5 млн тонн), а также трейдинговые компании Gazprom Marketing & Trading (3 млн тонн) и Novatek Gas & Power (2,86 млн тонн). Последние газ перепродают. Так, компания Novatek Gas & Power в июне этого года договорилась с французской Engie о продаже 1 млн тонн в год, а с Shell — об объеме 0,9 млн тонн в год в течение 20 лет.

Однако выручка от продажи газа будет еще нескоро, а средства для инвестирования в развитие проекта нужны уже сейчас. Акционеры уже вложили в «Ямал-СПГ» около 6 млрд долларов. Но этого мало — общая стоимость проекта оценивается в 27 млрд долларов.

Что печально, львиная доля этих средств уйдет на закупку импортного оборудования, в том числе китайского. Так, «НоваТЭК» пару лет назад заключил контракт на закупку оборудования для сжижения у китайской Offshore Oil Engineering на 1,6 млрд долларов. За границу ушли и заказы на танкеры-газовозы. Компания так и не добилась локализации производства оборудования в России — что в новых условиях ударило и по ней самой удорожанием проекта в рублевом эквиваленте.

Предполагается, что от общей суммы необходимых инвестиций акционеры внесут 30–40%, прочее будет получено за счет привлеченных средств. С последними все не очень хорошо — «НоваТЭК» находится под санкциями США и их союзников. На настоящий момент строительство «Ямал-СПГ» готовы прокредитовать Сбербанк (3 млрд долларов) и Газпромбанк (1 млрд долларов). ВЭБ согласен предоставить гарантии на 3 млрд долларов перед другими кредиторами проекта. Основной массив средств — порядка 15 млрд долларов — планируется привлечь у китайцев. Вхождение в число акционеров довольно крупного (40 млрд долларов в управлении) китайского инвестиционного фонда, по всей видимости, должно облегчить эту задачу.

Отметим, что идея продать порядка 10% «Ямал-СПГ» рассматривалась «НоваТЭКом» еще с 2013 года. Правда, тогда предполагалось, что это будет, как и в случае с двумя другими партнерами, некая нефтегазовая компания, которая станет не только акционером, но и потребителем газа. Найти такого партнера «НоваТЭКу» не удалось. А поскольку к середине прошлого года газ был в общем и целом законтрактован, то в таком покупателе пропала и нужда. Потребность осталась лишь в привлечении средств на развитие. КНР как нельзя лучше подходит на роль финансового инвестора.

Задел на перспективу

Китайский нефтяной и нефтехимический гигант Sinopec вошел в капитал лидера отечественной нефтехимии «Сибура» в качестве стратегического инвестора. Речь идет о пакете в 10% акций компании. Продавцами выступят все крупнейшие акционеры. Это Леонид Михельсон (50,2%),Кирилл Шамалов (21,3%) и Геннадий Тимченко (15,3%).

Михельсон также является главным акционером «НоваТЭКа», Тимченко — сооснователь нефтетрейдинговой компании Gunvor, ну а заместитель председателя правления «Сибура» Шамалов 4,3% получил по «программе стимулирования бывших и действующих топ-менеджеров» и 17% купил в прошлом году у Тимченко. Вероятно, не без помощи своего отца, акционера банка «Россия» и соучредителя кооператива «Озеро» Николая Шамалова.

Теперь к этой теплой компании добавятся китайцы. Ожидается, что сделка будет закрыта до 1 декабря 2015 года при условии получения всех необходимых согласований и корпоративных одобрений. 

Сумма сделки не раскрывается. Известно, что Шамалов покупал 17% компании «более чем за 10 миллиардов долларов». Источники, близкие к акционерам, уверяют, что сделка с Sinopec пройдет на принципиально тех же условиях. Акционеры «Сибура», по их словам, на разных этапах рассматривали разные варианты — как привлечение стратегического инвестора, так и IPO. На данном этапе выбор был сделан в пользу стратегического инвестора. Но при этом никто не исключает возможности проведения IPO в дальнейшем.

У «Сибура» уже есть опыт сотрудничества с Sinopec. В 2013 году компании создали совместное предприятие на базе уже существовавшего Красноярского завода синтетического каучука (мощность 42,5 тыс. тонн в год). В 2014 году сотрудничество было продолжено созданием совместного предприятия по производству синтетического каучука мощностью 50 тыс. тонн в год близ Шанхая. Собственно, и переговоры о вхождении китайской стороны в акционерный капитал «Сибура» начались еще в 2013 году. В мае 2014-го было подписано соглашение о стратегическом партнерстве.

В «Сибуре» отмечают, что решение о стратегическом партнерстве с Sinopec продиктовано логикой развития компании. «Сибур» прочно занял позицию лидера отечественной нефтехимии и перешел к новому этапу, который предполагает реализацию новых проектов с ориентацией на внешние рынки. Из них наиболее перспективным в глазах компании выглядит китайский. В 2014 году на азиатские рынки пришлось 8% общей выручки «Сибура», и главным образом это был Китай. В перспективе его роль как рынка сбыта будет возрастать. «Сибур» уже начал реализацию проекта «Запсибнефтехим», который при мощности 1,5 млн тонн по полиэтилену и 0,5 млн тонн по полипропилену станет крупнейшим нефтехимическим предприятием страны. А к концу 2017 года будет принято окончательное решение по проекту Амурского ГПЗ (город Свободный Амурской области) с предполагаемой мощностью 2 млн тонн по полиэтилену. Эти проекты будут в значительной степени ориентированы именно на экспорт. То есть, как мы понимаем, на Китай.

В этом свете партнерство с крупнейшей компанией Китая (и третьей в мире), работающей к тому же на профильном для «Сибура» рынке, выглядит вполне обоснованным, если оно не выльется в вульгарный вынос производства из России.

Вырученные средства «Сибур» направит на финансирование своей инвестиционной программы. Как известно, компания за последнее десятилетие реализовала большой пакет проектов совокупной стоимостью более чем 370 млрд рублей. В настоящий момент реализуется «Запсибнефтехим», стоящий 9,5 млрд долларов, пишет Эксперт.

Кроме того, продолжается реализация проектов калибром поменьше. Так, 3 сентября этого года «Сибур» совместно с «Газпром нефтью» запустил Южно-Приобский ГПЗ в Западной Сибири. Этот завод, обошедшийся инвесторам в 14 млрд рублей, будет перерабатывать попутный нефтяной газ (900 млрд куб. метров в год), разделяя его на сухой обезжиренный газ (попадает в газораспределительную сеть) и ШФЛУ (сырье для нефтехимии, направляется на Тобольскую нефтехимическую площадку через недавно построенный продуктопровод.