В отчетности компании по МСФО отмечается, что "влияние налоговых изменений" на финансовые результаты за первый квартал "было минимально отрицательным". Компания объясняет это "ростом ставок акцизов на нефтепродукты и отрицательным значением коэффициента демпфирования в январе и феврале 2019 года".

Ранее отмечалось, что ЛУКОЙЛ в январе 2019 года понес убытки в размере 384,9 млн рублей из-за действия механизма демпфера как компания, которая поставляла на рынок больше автомобильного бензина (на 168 тыс. тонн), чем дизтоплива. Убытки получили и другие НК, что вынудило правительство пересмотреть параметры демпфирующего механизма.

При этом в апреле директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов говорил, что в марте государство увеличит платежи нефтяным компаниям. "Я смотрел последние данные по дизельному топливу, там мы регулярно доплачиваем почти 15 млрд рублей ежемесячно. По бензину изначально 10 млрд рублей компании нам заплатили, по февралю уже мы им заплатили", - рассказал А. Сазанов.

Новая система налогообложения в России начала действовать с 1 января 2019 года. Она предусматривает продолжение "налогового маневра" и введение понижающего коэффициента 0,833 к экспортной пошлине на нефть и пропорционального повышающего коэффициента 428 к НДПИ. Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает введение принципиально новой системы обратного акциза на нефть с демпфирующим коэффициентом, который должен снизить влияние мировых цен на нефть на внутренний рынок топлива.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии, а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки. Она рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Главным условием демпфера является неповышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством, пишет Рупек.