Количество малых предприятий (МП) в России растет: на 1 апреля, по сообщениям Госкомстата, их было 875,1 тыс. С каждым днем становится больше МП, связанных с общественным питанием, сельским хозяйством, транспортом, здравоохранением. Число МП в промышленности, наоборот, снизилось с 124,7 тыс до 120,1 тыс, в строительстве - с 121,8 тыс до 111,9 тыс. Общая численность занятых на МП в первом квартале 2002 года по сравнению с первым кварталом 2001 года увеличилась на 5,8% до 7,504 млн человек. В первом квартале 2002 года МП произвели продукции в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму 215,5 млрд рублей против 156,9 млрд рублей в первом квартале 2001 года. Необходимость законодательного регулирования деятельности малых предприятий очевидна.
В 1995 г. уже был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» и закон, вводящий для него упрощенную систему налогообложения. Налогов надо было платить намного меньше, а вместо громоздкой бухгалтерской отчетности – вести книгу доходов-расходов. Однако благие намерения остались только на бумаге. По экспертным оценкам, только 3% малых предприятий в стране используют эту упрощенную схему.
С 1 января 2003 года в России будут действовать две системы налогообложения малых предприятий: упрощенная и по принципу вмененного дохода. Первая предусматривает замену пяти основных налогов (НДС, налог на прибыль или налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, налог на имущество, налог с продаж и единый социальный налог) одним со ставкой либо 6% с выручки, либо 15% с прибыли (на выбор предпринимателя). При этом нужно платить и страховые взносы в Пенсионный фонд. Правда, сумма уплаченных взносов будет вычитаться из общей суммы социального налога. Член комитета Государственной думы по собственности Иван Грачев считает, что предложенные ставки налога для малых предприятий не улучшит существенно положение с налогообложением малого бизнеса: «Правительство умалчивает, что к 6% от выручки предпринимателям придется приплюсовывать около 20 мелких налогов, по которым всегда можно повысить ставку. К тому же единый социальный налог не отменен для тех, кто работает с вмененным налогом, он будет компенсироваться, но лишь в пределах 35% от уплаченной суммы вмененного налога».
Единый налог на вмененный доход, действительно, модернизируется. Субъекты Федерации получат право устанавливать налог на вмененный доход вместо единого налога для определенных категорий малых предприятий. Власти субъектов Федерации получат право самостоятельно решать, на какие из видов деятельности малых предприятий, перечисленных в федеральном законе, вводить налог на вмененный доход. В список видов деятельности, к которым может быть применена данная мера, включены бытовые услуги, мелкая розничная торговля, небольшие предприятия общественного питания, автотранспортные услуги, услуги по обслуживанию автомобилей и ветеринарные услуги, из перечня исключена торговля горючесмазочными материалами. В Законе также устанавливаются предельные размеры повышающих налог коэффициентов (сейчас региональные власти устанавливают их произвольно).
Переход на упрощенную систему – добровольный. Возможность выбора между двумя системами исчисления ставки налога сохранится до 2005 года, с 2005 года предполагается полностью перейти на систему уплаты единого налога МП с чистой прибыли.
В партии «Развитие предпринимательства» произвели расчеты для малых предприятий по новой схеме и пришли к неутешительным выводам. Например, эксперты из Санкт-Петербурга считают, что по сравнению с ныне действующей налоговая нагрузка возрастет в 7–36 раз. Даже те, кто хотел бы перейти на «упрощенку», видят на своем пути препятствия.
Законодатели четко определили, какое предприятие считать малым. Вокруг этого вопроса разгорелись самые жаркие споры, критерии пересматривались несколько раз. Чтобы числиться малым предприятием, компания должна соответствовать следующим требованиям: выручка за год не должна превышать 15 млн рублей, доля участия других организаций – 25%, стоимость имущества – 10 млн рублей, работать на нем должно не больше 100 человек.
По мнению экспертов, данные ограничения могут привести тому, что предприятия будут «подгонять» свои показатели под указанные параметры. Вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада выразила опасения, что подобные ограничения приведут к увольнениям, выплате зарплаты «черным налом», раздваиванию фирм. Все это будет делаться для того, чтобы получить налоговые льготы, предусмотренные для предприятий малого бизнеса.
Предположения вице-спикера отчасти подтверждают опрошенные нашим корреспондентом сотрудники МП химической промышленности.
Елена Смирнова, бухгалтер одной их небольших фирм, продающих лакокрасочную продукцию, в целом одобряет нововведения, но уверена, что на фирме произойдут перемены: «На нашем предприятии работает менее 50 человек, однако обороты большие, поэтому, наверное, мы будем делить фирму на несколько подразделений, которые станут самостоятельными и смогут работать по упрощенным схемам».
Елена Коршунова, главный бухгалтер фирмы «Профиль», производящей изделия из ПВХ, говорит, что нововведения рассчитаны, скорее, на уличных торговцев, чем на производителей: «У нас обороты гораздо больше установленных норм, но мы не будем специально подстраиваться. Вряд ли выгоды будут столь уж значительными». Поскольку налог будет браться от прибыли, многие предприятия просто будут сводить прибыль к нулю, то есть искусственно увеличивать расходы, оформлять отпуска как командировки и т.д. По закону, если по итогам налогового периода у предприятия был зафиксирован убыток, оно сможет уменьшить свою налоговую базу на сумму этого убытка, но не более чем на 30%. Оставшуюся часть убытка субъекты малого предпринимательства получат право распределить на 10 налоговых периодов.
Есть и еще ограничения. Генеральный директор фирмы, производящей спецкраски, сожалеет, что не может воспользоваться упрощенной схемой, потому что у его компании есть два филиала, в которых работает всего по три человека. Упрощенная система налогообложения не распространяется на МП, имеющие филиалы и представительства, а также на банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, участников рынка ценных бумаг, ломбарды, производителей подакцизных товаров, частных нотариусов, предприятия, занимающиеся игорным бизнесом и участников соглашений о разделе продукции.
Получается, что такой важный и долгожданный закон или не устраивает малые предприятия и они не хотят пользоваться льготами, или не дает возможности небольшим фирмам воспользоваться льготами, потому что они не отвечают сформулированным в законе критериям. Правительство от такой ситуации также ничего не выигрывает, потому что не выполняется главная задача – не увеличиваются налоговые поступления в бюджеты различных уровней.