Михаил Левинбук, доктор технических наук, профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, разъясняет RCC основные факторы внешней конъюнктуры, влияющие на динамику развития нефтегазового комплекса РФ  и на структуру программ импортозамещения в НГК России. 

 - По каким основным направлениям проявляется  внешний прессинг на российский нефтегазовый комплекс?

- США активно добывают нетрадиционные энергоносители, их задача  - составить конкуренцию России на рынке углеводородного сырья,  попытаться заместить российские энергоносители своими аналогами, в том числе сланцевыми.  Штаты столь же  активно добывают нетрадиционную нефть (tight oil) и поэтому резко снизили нефтеимпорт. При дальнейшем увеличении внутреннего производства этой продукции США способствуют сокращению импорта из "недружественных" стран.

Одновременно через санкции США и ЕС намерены ограничить экспорт в РФ новейших технологий добычи нефти и газа. 
Вся эта ситуация может создать на мировом рынке избыток нефти и повлечь падение цен.  Расчеты показывают, что ВВП России может снизиться на 2 - 3%, при снижении мировых цен на нефть до 33  - 50 долл./за баррель.

На мой взгляд, целесообразно осуществить пересчет всех нефтегазовых проектов и, соответственно, бюджета России для негативного сценария — при падении цены на нефть.

-  Какие контрмеры со стороны России позволили бы  смягчить последствия такого сценария?  

- В первую очередь требуется провести, не откладывая в «долгий ящик», тотальный аудит по промтехбезопасности импортного оборудования всех НПЗ России. Также необходимо использовать инновационные мероприятия при модернизации НПЗ, обеспечивающие снижение расходов на покупку оборудования.   В планах российских нефтяных компаний пока нет четких целей по доминированию на мировых рынках отечественных технологий и продуктов.

В РФ нужно принять такую стратегию развития нефтегазового комплекса, которая позволила бы  модернизировать технологические процессы через модификацию сырья и катализаторов.

- Как Вы оцениваете возможности "Восточного вектора" для сдерживания негативных сценариев в НГК РФ?

-  В современных условиях Россия - практически единственная страна, которая в перспективе может обеспечить Китаю сырьевую поддержку для расширения структуры внутреннего потребления энергоносителей. Без увеличения потребления угля, которое сдерживается китайской  стороной.

Крайне важно, чтобы сотрудничество в восточном направлении не ограничивалось для РФ поставками углеводородного сырья, как это происходило в последние десятилетия при работе с западными партнерами. "Восточный вектор" должен стимулировать и документально подтверждать российское участие в развитии  нефтепереработки и нефтехимии. Этот вариант создаст уникальную возможность для развития отечественной науки и создания нефтепродукции высокого стоимостного передела на собственных технологиях.

- Реализация высокотехнологичного варианта "Восточного вектора", вероятно,  напрямую связана с необходимостью изменений во внутренней "нефтяной" политике страны?

- Безусловно. Для развития нефтяной отрасли  РФ необходимы значительные инвестиции, прежде всего, инфраструктурные. То есть, сохранение высоких дебитов добычи традиционной нефти в Западной и Восточной Сибири потребует значительных капвложений, хотя это будет непростым делом в условиях падения мировых цен на нефть и действия западных санкций. 

Изменения должны иметь в место и в нефтепереработке. Большинство НПЗ находится в европейской части РФ, что обуславливает существенное влияние транспортной составляющей на себестоимость переработки сырой нефти в стране.   Снижение уровня добычи в РФ на действующих месторождениях, по причине их всё большей обводненности и низкого коэффициента извлечения нефти, хотя и не быстро, но можно остановить, если будет развиваться отечественная технологическая  база добывающего сектора. 

Что касается труднодоступных месторождений в Сибири и на Арктическом шельфе, их освоение пока затруднительно, поскольку уровень использования импортного оборудования в данных сегментах почти достигает 100%. Поэтому требуется  комплексная, кропотливая работа по производству и внедрению отечественных "арктических" технологий.