Минэкономики и Минфин отказались приостанавливать госсубсидирование проекта "Тихвинхиммаша" по выпуску вагонов-цистерн. Соответствующий отзыв от 27 июля, подписанный замглавы Минэкономики Игорем Ревой, есть у "Ъ".

17 июня Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) направил письмо в правительство с просьбой отказаться от господдержки финансирования вагоностроительных проектов в условиях профицита (ОАО РЖД оценивало число лишних вагонов в 300 тыс. из 1,2 млн штук). В частности, СОЖТ предлагал не давать госгарантии на 3 млрд руб. инвестпроекту по производству цистерн ЗАО "Тихвинхиммаш", одобренному 15 мая. Полная стоимость проекта — 5,5 млрд руб., предельная сумма кредита от ФК "Открытие" — 3,04 млрд руб. В июне проекту уже выданы госгарантии на предельную сумму в 760 млн руб. Операторы были против: как говорил в июне глава Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина Олег Букин, в условиях "кратного профицита" и наличия незадействованных мощностей по выпуску цистерн у Уралвагонзавода (УВЗ) странно давать госгарантии заводу, у которого производства цистерн вообще нет.

Минэкономики признает факт профицита цистерн для нефтеналивных продуктов и полувагонов, отмечая, что за десять лет выпущено около 105 тыс. таких цистерн, тогда как остальные типы вагонов производились в значительно меньших объемах. Но в письме отмечено, что "Тихвинхиммаш" будет выпускать инновационные цистерны на тележках Barber с осевой нагрузкой 25 тонн, а номенклатура будет включать химические вагоны-цистерны и сочлененные цистерны, аналогов которых на рынке нет. В министерстве  уточнили, что оснований для приостановки финансирования нет. Вместе с тем Минфин отмечает, что информация об избыточности господдержки вагоностроителей будет учтена при формировании бюджета на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. В ОВК заявили, что компании добавить к аргументации Минэкономики нечего.

Операторы позицию Минэкономики не комментируют. В ПГК лишь говорят, что письма министерства не видели, но от позиции о недопустимости финансирования производства цистерн при профиците и действующем госпроизводителе не отказываются. Источник на рынке замечает, что такова особенность госорганов: они не склонны признавать ошибочность ранее принятых решений.

По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, отказ логичен: претензии операторов были бы понятны, если бы речь шла о нефтеналивных цистернах, но по цистернам для химических грузов и СУГ профицита нет. Он добавил, что неясно, как создание производства в Тихвине задевает интересы крупных операторов: цистерны для СУГ эксплуатирует узкий круг кэптивных операторов ("Газпромтранс", "СИБУР-Транс", "Лукойл-транс", "РН-Транс") и "СГ-Транс", а химические цистерны и цистерны для кислот в основном находятся в собственности крупнейших производителей этой продукции. А что касается недозагруженности УВЗ, то здесь речь идет в первую очередь не о специализированных, а о профицитных нефтеналивных цистернах, говорит господин Бурмистров.