Минэнерго предоставило в правительство предложения о доступе независимых производителей газа в газопровод «Сила Сибири», сообщил представитель министерства, но сами предложения не назвал. Они направлены вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Представитель Дворковича отказался от комментариев. Поручение подготовить к 1 сентября предложения о доступе независимых производителей газа к его экспорту с месторождений в Восточной Сибири по «Силе Сибири» дал после июньской комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин.
В правительство направлены четыре варианта доступа, говорит источник «Ведомостей», близкий к Минэнерго, и федеральный чиновник. Первый — оставить все как есть, второй — обязать «Газпром» покупать газ у независимых по экспортному нетбэку либо по схеме cost plus, третий — создать при участии независимых производителей газа консорциум, возможно, в виде SPV-компании, которая будет финансировать строительство трубы. Четвертый вариант собеседники не назвали. Ранее другой источник, близкий к Минэнерго, говорил, что «Газпром» может построить трубу сам, но расширить ее мощности под независимых за счет инвестиционного тарифа.
В конце мая «Газпром» подписал с CNPC 30-летний контракт на поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа в год по «Силе Сибири» с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Строительство трубы оценивается в 770 млрд руб. Права поставлять по ней газ со своих месторождений в Восточной Сибири давно добивается «Роснефть», президент которой Игорь Сечин — ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭКу.
Предложения Минэнерго могут не удовлетворить комиссию, предупреждает федеральный чиновник. «Лучше бы Минэнерго предоставило один вариант, а не несколько, иначе материалы могут вернуться на доработку», — отмечает он. Ранее источник, близкий к Минэнерго, говорил, что министерство считает лучшим вариантом экспортный нетбэк, так как он позволит независимым зарабатывать, а «Газпрому» — не утратить монополию на трубопроводный экспорт. Участие независимых в SPV-компании создает несколько проблем. Непонятно, кто будет этой трубой владеть — «Газпром» или консорциум. Вопрос в том, как скоро восточные газопроводы, прежде всего «Сила Сибири», будут объединены с западными, — тогда труба станет частью Единой системы газоснабжения, которой по закону владеет «Газпром». «Газпром» вообще против любого из вариантов, утверждают близкий к Минэнерго источник и федеральный чиновник.
«Чтобы “Газпром” обязался принять в трубу газ независимых, ему необходимы гарантии объема и срока поставок», — говорит источник в партнерской «Газпрому» организации. Заявления «Роснефти» о ее возможностях в Восточной Сибири построены не на запасах, а на ресурсах, которые еще необходимо доказать, говорил в середине июня член правления «Газпрома» Дмитрий Люгай. Запасы региона — 7,5 трлн куб. м газа, их большая часть, которая сосредоточена в пяти месторождениях, принадлежит «Газпрому». Запасы независимых — это более 50 удаленных мелких и средних месторождений.
На вопросы, есть ли какие-либо проектные документы по разработке этих месторождений, как правило, поступают пространные ответы, говорил Люгай. Компании, в том числе «Роснефть», уже представили свои расчеты, но эти расчеты еще предстоит проанализировать, говорит источник, близкий к Минэнерго. Нужно ответить на много вопросов: как осваивать и осваивать ли их месторождения в Восточной Сибири, какими будут рынки сбыта, способы транспортировки, откуда и как станут финансироваться их проекты, подчеркивает федеральный чиновник. Представители «Газпрома» и «Роснефти» не ответили на запрос.
«Новый газопровод должен функционировать по принципу “Транснефти”. После долгих дискуссий думаю, что правительство придет к такому решению», — говорит председатель думского комитета по энергетике Иван Грачев. Он считает, что «для строительства трубы необходимо использовать национальные фонды и кредиты от китайцев, а сами компании не перегружать».