В июле поставки бензина на внутренний рынок выросли на 5% в годовом исчислении, экспорт снизился на 33%, сообщил первый замминистра энергетики Павел Сорокин на расширенном заседании думского комитета по энергетике.
"Среднесуточная переработка нефти сейчас в России на 4% выше июля прошлого года, несмотря на трудности, с которыми мы сталкивались в первую половину года (ряд незапланированных выбытий установок на НПЗ - Интерфакс). Я говорю сейчас про первичную переработку, она в основном обеспечивается ВИНКами (вертикально интегрированными нефтяными компаниями). По отгрузкам бензина на внутренний рынок мы сейчас находимся на 5% выше июля 2023 года, по дизелю - на 14% выше", - сказал он.
Сорокин напомнил, что 1 августа восстанавливается запрет на экспорт бензина.
"Но экспорт уже в июле был ниже на 33%. По дизелю здесь проблем не наблюдается. По запасам бензина удалось создать прочный хороший резерв - находимся на процент выше, чем в начале лета, хотя традиционно в это время запасы падают. Благодаря рекомендациям, которые Минэнерго дает компаниям, а те их добросовестно исполняют, уровень запасов удается держать высоким", - добавил он.
Ситуация с производством нефтепродуктов стабильная, подчеркнул Сорокин. "Сейчас мы ожидаем, что из ремонта должны выйти два нефтеперерабатывающих завода "Газпрома", которые стояли на ремонте тоже чуть дольше. Но это как раз заводы, которые заточены во многом под производство 95-го бензина. В настоящее время начинают запускаться их установки и выработка 95-го бензина, который пойдет частично на биржу, что еще дополнительно добавит предложение", - сказал первый замминистра.
По его словам, стоимость 92-го бензина на бирже сейчас ниже среднего уровня за 2023 год. При этом и по 92-му, и по 95-му маржинальность находится "на очень хорошем уровне с очень большим запасом прочности".
"Можно говорить о достаточности экономики как для нефтеперерабатывающих заводов, так и для предприятий нефтепродуктообеспечения, то есть мелкий опт и АЗС", - подчеркнул Сорокин.
Он также отметил, что Минэнерго считает необходимым поддерживать приоритет ж/д-перевозки нефтепродуктов.
"Нефтеналивные грузы, нефтехимия должны сохраниться в приоритете. Потому что в прошлом году проблемы наблюдались во многом из-за того, что у этой группы товаров не было приоритета. Тогда потребовалось ручное управление. Мы хотим избежать ручного управления по максимуму, обеспечить плавное топливообеспечение страны. Также работаем над обеспечением достаточного вагонного парка. Здесь дискуссии продолжаются относительно срока службы вагонов", - сказал Сорокин.
Также Сорокин сказал, что уже принято принципиальное решение ограничить экспорт бензина из России в сентябре-октябре.