Минфин настаивает на постепенном повышении пошлин на чистые бутан и изобутан и доведении их к 2019 году до уровня пошлин на смеси сжиженных углеводородных газов (СУГ). Это повысит доходы бюджета на 8 млрд руб. в год. Но производители против: экспорт — единственный путь для реализации СУГ, их профицит на рынке — почти 2 млн тонн. К тому же от введения пошлин могут пострадать прибыли нефтекомпаний, которым придется включить выпадающие доходы в цену на нефть и бензин.
Минфин предложил ввести экспортные пошлины на чистые фракции СУГ, говорится в письме замминистра финансов Сергея Шаталова в Минэкономики от 13 марта, с содержанием которого удалось ознакомиться "Ъ". Предлагается увеличение к 2019 году пошлин на чистые фракции СУГ до уровня обложения пропан-бутановой смеси (в марте $169,1 за тонну). В 2015 году она составит 20% от пошлины на смесь, затем она будет повышаться на 20 п. п. ежегодно до 100% в 2019 году. Сейчас пошлиной не облагаются бутан и изобутан. В Минфине не ответили на запрос.
По данным Минэнерго, экспорт чистых газов занимает около 40% в корзине вывозимых СУГ (в 2013 году около 1,7 млн тонн при производстве около 4 млн тонн бутана и изобутана). Повышение пошлин обсуждается давно: в ноябре 2013 года на совещании в Тобольске у Владимира Путина башкирские и татарские переработчики предложили приравнять пошлину на СУГ к уровню светлых нефтепродуктов, что должно было, по их мнению, увеличить объемы СУГ на внутреннем рынке. Но производители инициативу не поддержали, а Владимир Путин отметил, что повышение нужно проводить "аккуратненько, не меняя фундаментальных основ принятых решений".
Но профильным министерствам было поручено рассмотреть таможенно-тарифное регулирование поставок сырья для нефте- и газохимической промышленности. По расчетам Минфина, сделанным в конце 2013 года, при выравнивании пошлин на чистые СУГ бюджет мог бы дополнительно получить около 8 млрд руб., а нефтехимики — выгоду от снижения внутренних цен на сырье.
Минэкономики было против повышения пошлин. В декабре 2013 года оно сообщило вице-премьеру Аркадию Дворковичу, что выработка чистых фракций требует более дорогой переработки по сравнению с пропаном, поэтому производство очень чувствительно к экспортным пошлинам. Министерство рекомендовало при профиците на рынке не рассматривать в ближайшие годы изменение режима. В конце января замминистра энергетики Кирилл Молодцов писал Минэкономики, что введение вывозной пошлины на чистые фракции в среднесрочной перспективе возможно после проработки предложения с участниками рынка.
В одном из крупных производителей чистых фракций сообщили, что компания "готова к работе в любых условиях" и "надеется, что обсуждаемые решения будут сбалансированными, долгосрочными и экономически оправданными с точки зрения окупаемости капиталоемких проектов". В "Газпроме" и НОВАТЭКе сообщили, что чистые фракции СУГ не производят. В "Роснефти", СИБУРе и "Газпром нефти" ситуацию комментировать не стали.
Но источники на рынке говорят, что введение пошлин на чистые фракции невыгодно для производителей: существенного роста внутреннего потребления не прогнозируется, а рынок профицитен. Единственный потребитель — нефтехимия, но здесь нет крупных новых и строящихся мощностей. Собеседники считают, что было бы целесообразно синхронизировать поэтапный ввод пошлин с реализацией инвестпроектов по переработке излишков СУГ. Кроме того, по словам источников, российские компании конкурируют на европейском рынке со странами, где нет вывозных пошлин (Казахстан и страны Ближнего Востока), мощное давление оказывают и поставки из США СУГ из сланцевого газа.