1991_зерно

Квота на экспорт зерна заканчивает свое действие 30 июня. Но минсельхоз не планирует отменять этот механизм и в новом сезоне (начинается с июля), рассказали "РГ" в ведомстве. Вместе с вывозными пошлинами квота позволяет сохранить необходимый уровень зерна внутри страны и минимизировать рост внутренних цен на муку, хлеб, молоко и мясо.В минсельхозе отметили, что тарифные квоты на зерновые культуры устанавливаются ежегодно и действуют во второй половине агросезона - с 15 февраля по 30 июня включительно. На фоне рекордного урожая 2022 года (почти в 158 млн тонн) во второй половине сезона 2022/23 разрешалось вывезти за рубеж 25 млн тонн зерна (в 2022 году - 11 млн тонн). Как оценивали ранее в минсельхозе, всего за этот сезон удастся вывезти порядка 55-60 млн тонн. С учетом внутреннего потребления в 80-85 млн тонн, переходящие запасы могут составить порядка 15 млн тонн.

Какой квота будет в 2024 году, пока говорить рано - уборка урожая только недавно началась. Министерство планирует подготовить предложения о размере квоты уже по результатам уборки и "оценки внутренних потребностей страны, а также экспортного потенциала во второй половине следующего сельскохозяйственного сезона". По оценке минсельхоза, урожай зерна в 2023 году составит 123 млн тонн, включая 78 млн тонн пшеницы. С учетом больших переходящих остатков к концу сельхозсезона 2022/23 экспортный потенциал России составит порядка 50-55 млн тонн зерна на новый сельхозгод, говорил Дмитрий Патрушев.

Квота на экспорт зерна позволяет гарантированно сохранить необходимый объем внутри страны и минимизировать рост цен на муку, хлеб, молоко и мясо, сообщает "Российская Газета".

Отменять механизм экспортных квот на зерно точно не планируется, но минсельхоз при необходимости может инициировать изменения в нем. Как это случилось буквально в середине июня, когда экспортная квота была разделена на основную и дополнительную части. Это должно повысить эффективность ее освоения экспортерами, рассчитывают в минсельхозе.

В частности, экспортеры могут добровольно отказаться от квот или их части в случае, если они считают, что распределенные им объемы избыточны, и они не смогут полностью освоить их до начала следующего сезона, пояснял на ПМЭФ министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Потом из этих объемов будет сформирована дополнительная часть квоты, которая будет снова распределяться между экспортерами в заявительном порядке. Если экспортер недовывезет часть зерна, в следующем сезоне ему снизят квоту на этот объем. Уже известно, что 24 экспортера отказались от части квоты на вывоз зерна общим объемом 814,8 тыс. тонн.

В минсельхозе признают, что на 100% квота не будет выбрана. И так происходит каждый раз. Это объясняется "спецификой механизма квотирования, а также особенностей внешнеторговой деятельности экспортеров", говорят в министерстве.

Между тем, экспорт зерна по итогам только что закончившегося агросезона, несмотря на ограничения в виде квот, пошлин и скрытых санкций все равно будет рекордным. Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин ожидает, что экспорт составит около 58 млн тонн зерна. Окончательные результаты будут подведены в течение недели-двух.

По его мнению, отменять квоту нельзя даже с учетом большого урожая. "Квота - системная, а не конъюнктурная мера регулирования вывоза из страны пшеницы и других зерновых культур. Каждый сезон по-своему уникален. Это не повод обсуждать целесообразность и тем более отменять системные меры", - говорит эксперт.

Кстати,с 1 июля три крупных иностранных зернотрейдера - Cargill, Viterra, Louis Dreyfus Company (LDC) - должны были прекратить свою экспортную деятельность. До этого числа каждая из этих компаний должна была предоставить материалы на правительственную подкомиссию, чтобы получить разрешение на продажу активов.

Но, как сообщили "РГ" в минсельхозе, по состоянию на 29 июня процесс передачи активов иностранных зернотрейдеров российским инвесторам находится в стадии переговоров и пока не выносился на правительственную подкомиссию. В Федеральной антимонопольной службе "РГ" также сообщили, что не получали ходатайств о покупке активов, принадлежащих уходящим из России глобальным зернотрейдерам. Впрочем, в минсельхозе уверены, что в любом случае, если они остановят операционную деятельность, "в новом сезоне объемы экспорта будут естественным образом распределены между действующими участниками рынка".

Три глобальных зернотрейдера объявили о своем решении прекратить экспорт российского зерна с нового сезона (начинается в июле) весной этого года. Все три компании входят в топ-10 экспортеров российского зерна.

"Роль западных зернотрейдеров трагически гипертрофирована. Их доля не настолько велика, чтобы влиять на процессы внутреннего рынка. Проблем закрыть выпавший объем не будет совсем: российские экспортеры еще передерутся между собой за эти 15% рынка", - говорил ранее в интервью "РГ" председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

Кроме того, уходящие зернотрейдеры не ликвидируют, а продают свои активы в России. То есть вся история этих "дочек" и квота на экспорт в стране сохранятся, говорила в апреле первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут. "Ну, были иностранные компании - стали наши или дружественные. По большому счету нам нет разницы. Главное, чтобы зерно вывозилось с рынка в том объеме, в котором нам нужно", - говорит Лут.

Еще в 2022 году российский поставщик удобрений "Уралхим" сообщил президенту Владимиру Путину, что готов купить местные активы Cargill и Viterra. Но на данный момент, по информации "РГ", определенностей по возможным сделкам нет. "Продажа - это долгая, а теперь еще и мучительная процедура. Для рынка важнее, что они точно не будут присутствовать в России в новом сезоне", - говорит источник "РГ" на зерновом рынке.