С введением новых национальных стандартов в дорожной отрасли в России спрос на модифицированные вяжущие — материалы на основе битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) — стал расти особенно активно. Дороги, построенные с применением СБС-полимеров, служат дольше и позволяют обеспечить как необходимое качество покрытия, так и увеличенные гарантийный и межремонтный сроки. Крупнейшим производителем СБС-полимеров в России является нефтехимический холдинг «Сибур», а мощности расположены на базе воронежского предприятия «Сибура» — АО «Воронежсинтезкаучук». Именно поэтому площадка «Воронежсинтезкаучука» была выбрана для межотраслевого совещания по перспективам развития дорожного строительства с использованием полимеров. По итогам совещания между представителями компаний была достигнута договоренность о совместной работе для дальнейшего повышения надежности и качества отечественных магистралей.

Совещание «Развитие применения ПБВ (полимерно-битумных вяжущих) и полимерных решений для дорожной отрасли» объединило руководителей крупнейших компаний дорожной и нефтехимической отраслей — основных участников всей цепочки процесса дорожного строительства. Помимо руководства «Сибур», на воронежской площадке которого проходило совещание, на мероприятии присутствовали представители ООО «АВТОДОР-ИНЖИНИРИНГ», «Газпромнефть-Битумные материалы», «Роснефть Битум», Ассоциация «РОСАСФАЛЬТ», ФАУ «РОСДОРНИИ» и другие.

Главной темой обсуждения стало применение полимерных битумных вяжущих с использованием СБС-полимеров при строительстве и ремонте дорог. Она приобрела особую актуальность после принятия новых национальных стандартов в дорожной отрасли — достичь их без использования ПБВ практически невозможно. Кроме того, участники мероприятия посетили новое производство термоэластопластов, организованное на «Воронежсинтезкаучуке», и изучили процесс создания продукта от стадии разработок марок полимера до выпуска и упаковки готовых гранул, пишет Ъ.

СБС-полимер — термоэластопласт синтетического происхождения, обладающий свойствами резины со способностью при высоких температурах плавиться и перерабатываться как пластик. СБС-полимеры имеют широкое применение в дорожной, строительной, обувной, кабельной, автомобильной и других отраслях промышленности. Применение СБС-полимеров в дорожном строительстве в асфальтобетоне ПБВ дает высокую устойчивость дорожного покрытия к образованию трещин и колеи и продлевает жизнь покрытия в условиях высоких и низких температур, что позволяет продлить срок службы дорог и снижает расходы на их содержание.

Производство ПБВ с применением СБС-полимеров в России выросло за пять лет в три раза (до 1,1 млн т), из них потребление ПБВ на СБС в стране выросло в три раза, экспорт — в семь раз. В 2021 году потребление ПБВ в России может составить 0,8 млн т — 11% от совокупного потребления дорожных битумов. Таким образом, по процентному показателю потребления ПБВ от объема использования дорожных битумов Россия приближается к среднеевропейскому уровню (12–17%). Роль модифицированных дорожных битумов можно оценить по динамике применения в развитых странах — например, в Германии доля применения ПБВ приближается к 30%. Преимущества использования СБС-полимеров были высоко оценены также в других странах Европы, Канаде, Китае и США.

Вслед за спросом

Сегодня каждая пятая тонна СБС-полимеров в Европе производится «Сибуром», при этом география поставок компании охватывает более 50 стран мира. Первое серийное производство бутадиен-стирольных термоэластопластов (ТЭП) мощностью 30 тыс. т в год на «Воронежсинтезкаучуке» появилось еще в 1990-е годы и долгое время являлось единственным в СНГ. В 2013 году был запущен еще один комплекс ТЭП мощностью 50 тыс. т продукции в год стоимостью почти 4,5 млрд руб.

Спустя пять лет после запуска, в 2018 году, «Воронежсинтезкаучук» начал строительство аналогичной линии. С ее учетом, а также вместе с прежними и введенными в 2013 году мощностями, ежегодный выпуск полимерных материалов для дорожного строительства и кровельных покрытий на предприятии должен был достичь 135 тыс. т. Это и произошло: в начале 2020 года проект с инвестициями более чем 5 млрд руб. был запущен. Он позволил компании не только полностью закрыть потребности отечественного рынка, но и экспортировать полимеры в Европу (Турция, Франция, Германия и др.). Доля «Сибура» на мировом рынке СБС-полимеров сегодня составляет 5%.

При этом, отметим, в рамках инвестпроекта ТЭП-100 были построены две установки, позволяющие сделать производство максимально экологичным: по очистке воздушных выбросов и по очистке сбросов воды. Суммарно они обошлись компании почти 650 млн руб. — порядка 15% от бюджета всего проекта ТЭП.

В сентябре 2021 года «Сибур» стал первой в России компанией, достигшей рекордной отметки в производстве уникального полимера — на «Воронежсинтезкаучуке» была выпущена миллионная тонна СБС-полимеров. Из этого объема можно построить 350 тыс. км четырехполосной дороги или 8,5 млрд кв. м кровли.

В этом же году «Сибур» завершил сделку по объединению активов с татарстанской компанией ТАИФ — крупным производителем полимеров, а также синтетических каучуков. Одно из ключевых предприятий ТАИФа, «Нижнекамскнефтехим», известное как крупнейший производитель синтетических каучуков и пластиков, в 2021 году также получило первую партию ТЭП.

В фокусе внимания «Сибура» сегодня находится национальный проект «Безопасные и качественные дороги», исполнение показателей которого также сказывается на росте спроса на СБС-полимеры. Реализация проекта с использованием ПБВ на СБС позволит решить ряд задач нацпроекта и выйти на целевой ориентир по межремонтному сроку эксплуатации не менее 12 лет, что существенно увеличит срок безаварийного состояния дорог.

По принципу клиентоцентричности

ТЭП производят из бутадиен-стирольных мономеров: с предприятия «Сибура» в Тобольске на «Воронежсинтезкаучук» поставляют бутадиен, пермский завод холдинга производит стирол, соответственно, не бывает сбоя с поставками сырья. Стабильность качества обеспечивается за счет автоматизации производства и цифровых инструментов. Из общего объема производства ТЭП около 30% идет на цели дорожной отрасли.

Основные формы выпуска продукции — это гранулы до 7 мм мл порошок фракцией меньше 2 мм. 80–85% ТЭП фасуется в биг-бэги по 900 кг, остальное — в небольшие мешки по 14 кг, которые поставляются производителям клеев, компаундов, подошв для обуви и другим клиентам, которым необходимы маленькие объемы продукции. Емкость склада готового сырья составляет 3 тыс. т.

Одна из основных задач при строительстве дорог — создать уникальную рецептуру вяжущего. «Мы делаем продукт с одними и теми же характеристиками, а в центре “Эластомеры” в ходе R&D-взаимодействия с клиентом создаем ПБВ, подходящее под необходимые климатические условия»,— рассказал заместитель главного инженера по производству Михаил Хрипков.

Разработка индивидуального заказа, по словам директора научно-исследовательского центра «Эластомеры» Светланы Туренко, занимает от трех месяцев до одного года. «Оптимально, если омологация новой марки происходит с участием клиента. В лаборатории мы вместе подвергаем образцы испытаниям. Вводятся новые стандарты дорожных покрытий, и мы постоянно развиваем нашу материальную базу, чтобы соответствующим образом оценивать свойства наших продуктов. Уже в этом году запускаем дополнительную лабораторию, которая позволит нам оценивать битумы согласно новым методологиям PG, наши сотрудники уже проходят обучение»,— рассказала Светлана Туренко.

По словам члена правления, управляющего директора «Сибура» Александра Петрова, «Сибур» нацелен на клиентоцентричный и отраслевой подходы, когда задачей первого приоритета становится удовлетворение потребности ключевых клиентов и конечных потребителей продукции. «В случае с СБС-полимерами мы в первую очередь стремимся ориентироваться на актуальные запросы и потребности автодорожного сообщества. Как производители мы достигли определенных устойчивых результатов: сегодня наш марочный ассортимент СБС-полимеров обеспечивает возможность внедрения полимерных битумных вяжущих на большей части нашей страны»,— подчеркнул Александр Петров.

Синергетический эффект

На совещании речь шла о том, как продолжать планомерную работу по улучшению качества дорог в России. Все участники сошлись во мнении, что в современных условиях без полимерных битумных вяжущих с СБС невозможно построить безопасные дороги высокого качества. «Качество и надежность наших дорог — это ключевой фокус для нас. Для нас важно создавать безопасную малообслуживаемую инфраструктуру, которая не требует значительных затрат на эксплуатацию и ремонты. Другим важным направлением для нас является полимерная разметка, сырье для которой поставляет “Сибур“. И речь идет не об эстетической составляющей, а о безопасности дорожного движения. Дорожная разметка призвана в любое время суток и при любой погоде сохранять свои свойства и целостность, не разрушаться и не сходить вместе со снежным покровом после зимнего периода эксплуатации»,— отметил генеральный директор ООО «АВТОДОР-ИНЖИНИРИНГ» Константин Могильный.

Генеральный директор ООО «РН-Битум» Алексей Корнилаев рассказал, что на фоне активного роста спроса на модифицированные вяжущие в связи с введением новых национальных стандартов в дорожной отрасли «Роснефть Битум» за последние два года удвоил производство модифицированных вяжущих. На текущий момент компания обеспечивает российский рынок с десяти производственных локаций, в планах — еще три локации.Участники рынка ожидают дальнейшего роста спроса на модифицированные марки вяжущих. «Транспортная инфраструктура России активно развивается: растет количество высокоскоростных автомагистралей, качественных и современных в технологическом плане, увеличиваются темпы возведения дорожного полотна. Подобные проекты служат важнейшим драйвером экономики в регионах, ведь сеть автомагистралей — это важный элемент комфорта и уровня жизни населения. Модифицированные битумы стали основой для качественных дорог, делая их более безопасными и долговечными. “Газпром нефть” первой в отечественной практике начала развивать производство инновационных вяжущих и первой в стране достигла показателя в 1 млн т объема выпуска модифицированного битума»,— отметил генеральный директор «Газпромнефть-Битумные материалы» Дмитрий Орлов.

С учетом динамичного роста внутреннего спроса за счет применения термоэластопластов в строительстве дорог встает резонный вопрос о расширении производства, однако планы в «Сибуре» предпочитают озвучивать, когда они утверждены на уровне инвестиционного комитета, а пока таких решений нет. «Мировое потребление каучуков до пандемии росло в среднем на 2,5% в год, рост потребления СБС-полимеров был в два раза больше. Это явно более интенсивно растущий продукт на дальнем горизонте, поэтому мы внимательно наблюдаем за динамикой»,— отметил генеральный директор «Воронежсинтезкаучука» Илья Корженовский.

В своем выступлении председатель ТК 418 «Дорожное хозяйство», президент Ассоциации «РОСАСФАЛЬТ» Николай Быстров отметил, что рост применения полимерно-битумного вяжущего с использованием СБС в нашей стране — это итог долгой и планомерной совместной работы регуляторов дорожной отрасли, производителей и поставщиков ПБВ, внесших огромный вклад в разработку как теории, так и практики применения ПБВ. «Такая межораслевая синергия позволяет нашему экспертному сообществу уверенными шагами приближаться к главной цели — созданию долговечных, надежных и качественных дорог, не требующих частых ремонтов»,— заключил Николай Быстров.

По итогам совещания между представителями компаний была достигнута договоренность о дальнейшей совместной работе по развитию полимерных решений в дорожном строительстве. Уже сегодня научные разработки и инновационные технологии открывают широкие перспективы и возможности дорожных битумов для качественных улучшений российских дорог.