пошлина на нефть

В этом году в России завершается трехлетний "налоговый маневр": экспортная пошлина на сырую нефть снижается, ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вырастает, а следом за этим повысится и привлекательность экспорта нефти.

В минэнерго пока воздерживаются от прогнозных оценок поставок на внешние рынки, однако аналитики полагают, что экспорт может превысить 263 миллиона тонн (прирост — более десяти миллионов).

"Налоговый маневр" в нефтяной отрасли предполагал постепенное — в течение трех лет — повышение ставки НДПИ (766 рублей в 2015-м, 857 рублей в 2016-м и 919 рублей в 2017-м) и снижение экспортных пошлин с 42 процентов до 36, а затем до 30. Однако из-за затяжного витка падения нефтяных цен на мировом рынке маневр решили скорректировать: в прошлом году НДПИ повысился по плану, а пошлину заморозили на уровне 42 процентов, также прошло двухэтапное повышение акцизов на нефтепродукты. Фискальная нагрузка на компании в итоге выросла.

Производители опасались, что НДПИ в 2017 году продолжит расти при сохранении прежних пошлин, однако, как сообщил министр энергетики РФ Александр Новак, ведомства согласовали завершение маневра по плану. Так, НДПИ составит 919 рублей за тонну добытой сырой нефти, экспортная пошлина — 30 процентов. По замыслу минфина, сверх этого для покрытия дефицита федерального бюджета вводится новое слагаемое в размере 306 рублей при расчете НДПИ в этом году.

Если взять за основу условия прогноза минэкономразвития "базовый плюс" (оптимистичный вариант, наиболее близкий, по оценкам ведомства, к реальности), то при цене барреля российской смеси Urals 48 долларов и курсе доллара 61,5 рубля эффективная ставка НДПИ на тонну составит 7452 рубля, подсчитал главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Для льготных категорий запасов она будет ниже. Исходя из формулы расчета и значения коэффициента Кц, в ноябре прошлого года показатель для месторождений без льгот составлял 6030 рублей, следует из данных на сайте ФНС.

"В 2017 году пошлина снижается быстрее, чем растет НДПИ, даже с учетом введения дополнительных 306 рублей на тонну для покрытия дефицита бюджета. С учетом, что цены внутреннего рынка на нефть устанавливаются исходя из экспортного паритета за вычетом таможенной пошлины, доходы нефтедобычи также увеличатся, — считает собеседник "РГ". — По нашей оценке, при цене 50 долларов за баррель денежный доход с барреля добытой нефти вырастет в 2017 году на 0,8 доллара. Привлекательность экспорта повысится, даже с учетом ограничений добычи мы ожидаем дальнейшего ее роста и снижения переработки нефти в 2017 году. Это приведет к увеличению экспорта нефти более чем на десять миллионов тонн по сравнению с 2016 годом".

Пропускная способность позволяет увеличить объемы экспорта, солидарны в минэнерго, но многое будет зависеть от механизма исполнения соглашений по ограничению производства в формате "ОПЕК+". "В первом полугодии мы условно должны сократить объем добычи на 4,5-5 миллионов тонн, исходя из предложенного графика", — говорил ранее замглавы ведомства Кирилл Молодцов. По последним данным, в январе добыча в РФ должна сократиться в рамках обязательств на 50 тысяч баррелей в сутки, в марте — суммарно на 200 тысяч, а в мае — на 300 тысяч.

В рамках "налогового маневра", как и планировалось, также вводится стопроцентная экспортная пошлина на мазут. Объем первичной переработки сократится на полтора процента и составит около 273 миллионов тонн в 2017 году, полагает аналитик Яна Фешина. Ведомственная оценка ниже — 270 миллионов тонн против 277 миллионов в 2016-м. "При этом объем выпуска товарного мазута сократится на 6,5 процента из-за ввода новых установок вторичной переработки нефти на ряде НПЗ в конце 2016 — начале 2017 года. Стимул к дальнейшей модернизации сохраняется", — заключает эксперт.

За последние два года маржа переработки в России (разность между чистой ценой корзины нефтепродуктов, полученной при переработке тонны нефти, и стоимостью тонны нефти с учетом транспортных затрат) для среднего НПЗ снизилась с 1,7 тысячи до 500 рублей за тонну, оценивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. "Ключевым драйвером снижения стало сокращение фискальной субсидии для переработки, ставшей следствием ухудшения ценовой конъюнктуры и реализации "налогового маневра", — говорит он. При этом принципиально важным для работы НПЗ в следующем году станет не только изменение налоговых условий работы (по оценкам EY, потери среднего НПЗ от этого фактора составят примерно 300 рублей на тонну), но и динамика цен на нефть, а также ход модернизации. "Так, например, для НПЗ с максимально высоким выходом светлых нефтепродуктов и при увеличении цен на нефть до 60 долларов за баррель уровень маржи переработки может вернуться к значениям 2014 года", — считает Денис Борисов. В 2012-2013 годах этот параметр находился на уровне примерно 2200-2800 рублей за тонну, уточнял ранее Кирилл Молодцов.

В "Основных направлениях налоговой политики на 2017-2019 годы", подготовленных минфином в октябре прошлого года, предлагалось завершить "налоговый маневр" в нефтяной отрасли, включая отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, увеличение НДПИ и корректировку акцизов в 2018-2020 годах. Цель — уйти от использования пошлин для "несвойственных им функций по изъятию нефтяной ренты и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности". Вместо этого минфин предлагает компенсацию в виде "отрицательных" акцизов на нефть, что оставит внутренний рынок в достатке по части нефтепродуктов и повысит эффективность переработки.

"Из-за снижения цен на нефть фискальная роль экспортных пошлин снизилась, что упрощает проведение реформы по постепенному полному отказу от экспортных пошлин", — солидарен Антон Рубцов из VYGON Consulting. Дальнейшие изменения в налоговой и таможенно-тарифной политике в отрасли будут связаны с завершением "налогового маневра" по плану минфина и внедрением налога на добавленный доход (НДД), который ведомство обсуждает с минэнерго третий год. Для пилотных проектов, которые уже определены, но не озвучены, НДД может стать заменой льготы по экспортной пошлине, если речь идет о новых месторождениях, заключает Антон Рубцов. Правда, пока в правительстве идею обнуления пошлин не рассматривают — максимум ее снижение до 25 процентов.