налог

Правительство на совещании 21 марта примет решение, как изменить параметры налогового маневра в нефтяной отрасли. Введение экспортной пошлины на нефть в случае резкого роста цен на нее, прописанное сейчас в законе, решено заменить лицензированием экспорта. Также предполагается корректировка формулы демпфирующего акциза — об этом просили нефтяные компании, однако Минфин по-прежнему против этого варианта, означающего рост расходов бюджета.

Премьер Дмитрий Медведев 21 марта проведет совещание «о направлениях развития рынка нефти и нефтепродуктов». В нем примут участие первый вице-премьер Антон Силуанов, курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак, помощник президента РФ Андрей Белоусов, главы Минэнерго Александр Новак и Минэкономики Максим Орешкин и руководитель ФАС Игорь Артемьев.

По словам собеседников “Ъ”, знакомых с ситуацией, на совещании будет рассмотрена корректировка некоторых параметров налогового маневра в преддверии 31 марта, когда истекут соглашения между правительством и нефтекомпаниями по сдерживанию цен на топливо на внутреннем рынке. Во-первых, предполагается пересмотреть прописанный в законе пункт, согласно которому в случае резкого роста цен на нефть на мировом рынке правительство может ввести экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. Эта мера была одобрена в прошлом году как «последний довод» Белого дома, чтобы удержать цены на топливо на внутреннем рынке при сценарии радикального роста цены нефти. Однако уже в конце прошлого года даже представители Минфина признавали, что на деле применить экспортную пошлину правительство едва ли осмелится.

Второй вопрос, по которому ожидается решение по итогам совещания,— корректировка демпферной составляющей обратного акциза. Ее суть состоит в сдерживании цен на внутреннем рынке: когда цены на мировом рынке высокие, бюджет доплачивает нефтекомпаниям, когда низкие — наоборот. Все крупнейшие нефтекомпании были недовольны тем, как демпфер работает с начала года, особенно по бензину. Но здесь разногласия сохраняются: Минфин по-прежнему против корректировки демпфера, которая, вероятно, приведет к увеличению расходов бюджета. В нефтекомпаниях и Минфине отказались от комментариев накануне совещания.«Это означало бы изъятие 300 млрд руб. из нефтепереработки, закрытие или снижение загрузки ряда НПЗ, такого никто не хочет»,— говорит один из собеседников. Вместо этого будет введено «квазилицензирование» экспорта. Суть в том, что при резком росте цены нефти крупнейшие нефтекомпании дадут правительству обязательство сдерживать стоимость топлива на внутреннем рынке и на этом основании получат право экспорта нефтепродуктов. Те компании, которые не присоединятся к подобным обязательствам, право экспорта не получат. Де-факто это означает, что таким правом в принципе не смогут воспользоваться трейдеры. По словам собеседников в правительстве и нефтекомпаниях, этот подход в целом согласован.

«Механизм повышения таможенных пошлин при скачках нефтяных цен с самого начала подвергался критике. Но законопроект разрабатывался в пик топливного кризиса, когда требовали решения более актуальные задачи. Замена его на более эффективный представляется логичным решением»,— говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Он отмечает при этом, что «в обоих вариантах риск роста цены на нефть перекладывается на производителя». Что касается демпфера, то недостатки его формулы «также были ясны еще при ее разработке», и за два с половиной месяца «стало ясно, что демпфер в текущих условиях работает плохо», констатирует аналитик. Он подчеркивает, что по автобензину нефтекомпании «вместо компенсации за низкие цены на внутреннем рынке вынуждены доплачивать в бюджет, а их убыток от поставок топлива на внутренний рынок за первые три месяца года с учетом демпфера составит около 85 млрд руб.». По мнению Сергея Ежова, «необходимо, чтобы в формулу демпфера входили цены внутреннего рынка и его величина отражала реальную ситуацию на рынке».

Вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что правительство решило продлить соглашение с нефтяными компаниями о стабилизации рынка топлива еще на три месяца. Сейчас оно действует до 31 марта. Господин Козак отметил, что несколько обязательств будут скорректированы. Встреча с нефтяниками пройдет на следующей неделе.

«Надо очень деликатно посмотреть, потому что сейчас окончание действия этих соглашений совпадает с сезоном повышенного спроса на топливо. Поэтому нужно очень аккуратно уточнить эти обязательства по объемам поставок на биржу и на внутренний рынок летнего дизеля и бензина»,— заявил вице-премьер. Он добавил, что в случае массовых нарушений нет других вариантов, «кроме как заградительные пошлины».

По словам господина Козака, продление соглашения нужно для согласования нового механизма регулирования с ЕАЭС — лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов. Господин Козак рассказал, что обсуждение с ЕАЭС займет время. «На этот период, пока мы разрабатываем этот механизм, пока он не вступит в действие, (принято решение) на один квартал продлить еще раз соглашение с нефтяниками о стабилизации цен»,— объяснил он. Вице-премьер выразил надежду, что лицензирование удастся ввести со второго полугодия текущего года.

Господин Козак добавил, что лицензирование экспорта нефти поможет уйти от механизма заградительных пошлин. Предполагается, что оно будет мягким. «Лицензирование, еще раз повторяю, достаточно мягкое, оно не ограничивает объемы экспорта»,— объяснил вице-премьер. Он отметил, что механизм предусматривает обязательства для нефтепереработки по объемам поставки нефти на внутренний рынок для его баланса «с точки зрения объема поставок».