Реформа налогообложения нефтяной отрасли до сих пор не формализована. Министерство финансов планировало до конца февраля направить в компании законопроект в окончательном виде, но участники рынка документ не получили. Об этом «Известиям» рассказали четыре источника на рынке, информацию также подтвердил собеседник в правительстве. В окончательном виде поправки в Налоговый кодекс будут представлены к апрелю, дополнительный месяц нужен для определения льгот по поддержанию добычи в Западной Сибири, пояснил источник в правительстве.

Минфин до конца февраля собирался доработать законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) для нефтяных компаний. На днях о том, что в середине февраля разногласия были сняты, заявил замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Однако законопроект стен Минфина не покидал. Источники в крупнейших нефтяных компаниях сообщили, что пока итоговый документ министерство не представило.

— Финального варианта поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих введение НДД, компания пока не получала, — подтвердили  в пресс-службе «Лукойла».

Не получали их и в других компаниях.

— Нет, ничего не получали. Всё еще ждем, — рассказал источник, близкий к «Роснефти».

Источник, участвующий в обсуждениях, утверждает, что сейчас мяч на стороне Минфина, а основным предметом обсуждений на встречах ведомств с компаниями являются льготы.

— Сейчас ведется обсуждение того, как поддержать добычу в Западной Сибири, — рассказал он. — Некоторые компании хотят льготу по НДПИ для обводненных месторождений, другие участники обсуждений считают более целесообразным вводить НДД для выработанных месторождений.

Вводить обе льготы одновременно было бы слишком накладно для бюджета.

— Запуск обоих механизмов поддержки слишком дорог для бюджета, это порядка 100 млрд рублей в год, — подсчитал источник, близкий к правительству. — Поэтому нужно выбрать, какую одну из льгот мы задействуем. Работа сейчас продолжается.

Минфин уже давно отдает предпочтение НДД, объясняя, что это системное решение на долгосрочную перспективу. При этом параметры НДД согласованы между Минфином и Минэнерго.

Нефтяные компании представили свои предложения по реформе на последнем совещании в Минэнерго в январе. «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «Независимая нефтегазовая компания» (ННК) единогласно выступили против повышения НДПИ, при этом «Газпром нефть» готова к компромиссу. Компании также посчитали, что за 2010–2017 годы изменение налоговых условий уже привело к росту нагрузки на отрасль на 1,1 трлн рублей.

Все пять крупнейших нефтяных компаний сходятся во мнении, что им необходимо предоставить право добровольного выбора налогового режима в течение одного года с даты вступления федерального закона о новом налоге.

«Газпром нефть» и «Лукойл» также отметили необходимость при расчете возможных выпадающих расходов использовать актуальный уровень затрат в рамках концепции НДД, а не максимально возможный. А «Роснефть» предложила выработать критерии распространения НДД на всю отрасль после окончания налогового эксперимента по тестированию режима на пилотных проектах.

— Мы еще не получали документы от Минфина и не знаем, внесены ли наши предложения в итоговый документ, — уточнил источник, близкий к «Газпром нефти».

По словам источника, близкого к правительству, дискуссия обострилась в последние недели, когда стало понятно, что ни одна из сторон не готова полностью согласиться на предложения другой.

Доказательством его слов является заявление Антона Силуанова на Российском инвестиционном форуме в Сочи, который публично выступил против индивидуальных льгот нефтяникам. Министр жестко раскритиковал практику предоставления таких поблажек по отдельным месторождениям. Он подчеркнул, что правила должны быть приведены к «единому знаменателю», а льготы не должны предоставляться тому, кто «больше всех настаивал».

По словам осведомленных источников, главным адептом идеи про индивидуальные льготы выступает «Роснефть». Крупнейшее нефтяное месторождение в России — Самотлорское — по ее мнению, не должно подпадать под НДД, поскольку является обводненным.

Эксперты не удивлены затягиванием переговорного процесса. Как отмечает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, введение НДД — это комплексная задача с большим количеством параметров и при этом чувствительная для бюджета.

— Неудивительно, что возникает большое количество разногласий. Можно было ожидать трудный и многоэтапный процесс согласования законопроекта, — отметил он. — Самый сложный на сегодня вопрос — это компенсация возможных выпадающих доходов бюджета от введения НДД на зрелых месторождениях Западной Сибири посредством увеличения налоговой нагрузки на всю отрасль.

По его оценке, интегральный эффект от введения НДД для бюджета должен быть положительным и никаких компенсаций выпадающих доходов не требуется. В противном случае не имеет смысла проводить эксперимент.

— Минфин сейчас рассматривает различные варианты изменений и их влияние на отрасль и налоговые поступления, а также возможность учета тех пожеланий, что были высказаны компаниями, — пояснил аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич. — Считаю, что Минфин в итоге пойдет навстречу рынку и учтет пожелания компаний.

В пресс-службах Минфина, «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и ННК от официальных комментариев воздержались.

Налог на добавленный доход (НДД) отличается от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) тем, что зависит от полученного компанией дохода. Предполагается, что НДД будет взиматься только тогда, когда окупятся все затраты компании на разработку конкретного месторождения. В этом году концепции НДД в нефтяной отрасли исполняется 20 лет. Этот термин появился в 1997 году благодаря Топливно-энергетическому независимому институту. Вопрос о том, что налоговая система в добыче нефти должна включать обложение прибыли, впервые обсуждался в России при разработке проекта закона «О недрах» в 1991–1992 годах. 2017 год должен стать решающим в вопросе принятия нового налога. На данный момент в правительстве предполагают, что НДД в пилотном режиме заработает с 2018 года. Общая добыча нефти на проектах, которые первыми перейдут на новый режим, оценивается в почти 7 млн т в год. Это проекты «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Русснефти».