Глубокая, комплексная переработка нефтяного сырья и выход на современные нефтегазовые технологии являются основными направлениями промышленного развития Ярославской области. Об этом заявил губернатор области Сергей Ястребов на встрече с экспертами и СМИ в Ассоциации менеджеров России 8 июня этого года.
«В области неоднократно проводились нефтегазовые ГРР. Предполагались запасы нефти в Даниловском, Любимском, Первомайском и Пошехонском районах, но эти ресурсы не были обнаружены, - уточнил RCC Cергей Ястребов. - Область остается в числе основных производителей широкого ассортимента нефтепродуктов. Сырье поступает в основном из Коми, Поволжья и других регионов РФ. Реализуются также проекты по технологическому импортозамещению в нефтегазовом комплексе. В 2014 г. в области был открыт завод ООО "Русские газовые турбины" – это СП General Electric, ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" и "Ростехнологий"; общий объем инвестиций в проект составил 4 млрд руб. Продолжается реконструкция ярославского завода "Техуглерод", а также "Ярославльнефтеоргсинтеза", НПЗ им. Менделеева. НПЗ находится в 40 км от одного из крупнейших НПЗ в России – «Ярославнефтеоргсинтеза» (ЯНОС). Годовая мощность завода им. Менделеева по сырью в этом году составит 3 млн тонн против переработанных 273 тыс. тонн в 2013 г. и 330 тыс. тонн в 2014 г».
Для бесперебойного снабжения этого завода сырьём, как уточнил RCC Андрей Золотовский, директор департамента инвестиционной политики Ярославской области, намечается построить ответвление от нефтепровода, ведущего к ЯНОСу. До настоящего времени ЯНПЗ им. Менделеева получал сырьё по железной дороге, что обходилось дороже трубопроводной поставки. В 2014 г. на ЯНПЗ на переработку поступал в основном газоконденсат; а доля нефти в объеме перерабатываемого сырья была ниже 30%.
UOP – управляющий лицензиар проекта реконструкции ЯНПЗ. Для глубокой переработки на этом заводе тяжелых остатков намечено использование технологии Юнифлекс UOP Honeywell, а для сольвентной деасфальтизации - технологии UOP Foster Wheeler. В объеме выпускаемой продукции 70—72% составит дизельно-керосиновая фракция, 22-25% - бензиновые фракции. Вырабатываемые нефтепродукты будут соответствовать стандарту Евро-5.
Что касается дизелестроения, «продуктивно развивается сотрудничество моторных заводов в Ярославле и Тутаеве с Белоруссией, прежде всего, с Минским автозаводом (МАЗ, - прим. ред.), - пояснил RCC Сергей Ястребов. – В конце мая 2015 года ярославские 6-цилиндровые двигатели ЯМЗ-550 получили сертификаты соответствия Евро-5, что весьма важно и для внутреннего рынка и для экспортных возможностей. Технологическое и исследовательское партнерство с белорусскими смежниками в дизелестроении и в машиностроении будет расширяться».
Для всей линейки ЯМЗ-530 характерны улучшенные параметры по расходу топлива и масла; у неё широкие «коридоры» крутящего момента (от 900 до 1370 Нм) и мощности (от 240 до 330 л.с.). Первые партии ЯМЗ-536 Евро-5 уже направлены для установки на грузовиках «Урал» и МАЗ, городских и пригородных автобусах ЛиАЗ.