Объемы бурения нефтяных скважин в России по итогам первого полугодия этого года сократились на 7%, впервые с кризисного 2009 года. Самое заметное падение — на 18% — у «Сургутнефтегаза», традиционного лидера отрасли по объему бурения. Угрозы добыче нефти пока нет, уверены эксперты. 

С 2003 года объемы эксплуатационного бурения в нефтяной отрасли в России выросли почти в 2,5 раза, до 20,8 млн м по итогам прошлого года. За эти десять лет рынок нефтесервисных услуг существенно снижал обороты лишь однажды — в кризисном 2009 году (сокращение на 3,5%), но уже через год объемы бурения выросли сразу 17,3%. Нынешний 2014 год рискует оказаться самым провальным для буровиков с начала 2000-х годов. В первом полугодии объем бурения в России сократился сразу на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает крупнейшая российская буровая компания Eurasia Drilling Company (EDC) со ссылкой на ЦДУ ТЭК. Те же данные у аналитика Bank of America Merrill Lynch Антона Федотова: в первом полугодии 2014 года объемы бурения в России составили 9,76 млн м — это 92,8% к аналогичному периоду 2013 года.

По данным EDC, за эти полгода наибольшее падение показал «Сургутнеф­тегаз» — снижение на 18%, у «Роснефти» — на 1,6%. 

Представитель «Сургутнефтегаза» на запрос РБК не ответил. Но открытие данные компании подтверждают информацию EDC. В первом полугодии нынешнего года «Сургутнефтегаз» пробурил 2,08 млн м против 2,54 млн м годом ранее.

По словам аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, «Сургутнефтегаз» сократил объемы традиционного бурения из-за снижения его эффективности. А у «Роснефти» спад может быть связан с переходным периодом — с конца прошлого года компания занялась консолидацией нефтесервисных активов — это должно помочь ей уменьшить операционные затраты на услуги подрядчиков. С тех пор «Роснефть» заключила соглашение на сотрудничество с норвежской North Atlantic Drilling Ltd. (специализируется на бурении на шельфе), а также приобрела буровые активы швейцарской Weatherford. Объемы бурения компании снизились, но нарастить тот же объем собственными силами пока не удается, отмечает Нестеров.

Сейчас «Роснефть» пересматривает буровую стратегию в сторону снижения объемов в 2014 году, это направлено на увеличение эффективности, сказал  представитель компании. Он отметил, что снижение объемов бурения идет на пользу, если это связано с переходом на горизонтальное бурение.

«Сейчас рентабельнее пробурить одну горизонтальную скважину, чем десять вертикальных. В итоге объемы проходки в бурении снижаются, но это положительно сказывается на объемах добычи. Поэтому в данном случае стоит рассматривать снижение проходки бурения как признак эффективного управления», — пояснил представитель «Роснефти». Eurasia Drilling также отмечает, что на фоне общего снижения резко выросли объемы горизонтального бурения — на 63%. А Валерий Нестеров указывает на то, что доля горизонтального бурения в России с 2011 года выросла с 10 до 25%.

Спрос на традиционные буровые услуги снижается, но на стоимости нефтесервисных услуг это пока не сказалось, отмечает Антон Федотов, объясняя это возрастающей сложностью работ.

Эксперты призывают не паниковать из-за снижения объемов бурения — к автоматическому падению добычи нефти в среднесрочной перспективе это не приведет. «Теперь количество метров не показатель добычи. Сейчас важнее не сколько метров пробурено, а каким способом. Например, сейчас бурение падает, но добыча растет», — говорит Федотов.

По прогнозам Нестерова, в ближайшие два года даже при уменьшении бурения объемы добычи должны вырасти. В 2016 году — примерно на 3,6%. Но этот прогноз может быть скорректирован из-за влияния санкций. Запрет на ввоз в Россию высокотехнологичного оборудования и невозможность компаний брать долгосрочные кредиты может существенно скор­ректировать первоначальные прог­нозы.