Добыча нефти по итогам 2024 года будет ниже показателей прошлого года, сообщают чиновники. Сокращение нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+ было зафиксировано и в прошлом году.
Несмотря на общее снижение добычи, текущие нефтегазовые доходы бюджета РФ почти на 40% выше прошлогодних. Увеличение нефтяных доходов России отмечают и иностранцы.
Положение российской казны могло быть еще более стабильным, если бы не рекордные бюджетные выплаты в адрес крупных нефтяных компаний за обещания сдерживания внутренних цен на бензин.
Добыча нефти в России по итогам 2024 года составит от 505 до 515 млн т, но, вероятнее, будет ближе к 515 млн т. Об этом сообщил в кулуарах Петербургского экономического форума вице-премьер РФ Александр Новак.
Росстат прервал публикацию официальных данных о добыче нефти после начала специальной военной операции. При этом на последней встрече ОПЕК+ были продлены до ноября 2025 года сроки оценки тремя независимыми источниками – компаниями IHS Market, Rystad Energy и Wood Mackenzie – добывающих мощностей стран-нефтеэкспортеров. На основе этих данных будут определяться квоты на 2026 год. Изначально анализ должен быть завершен к концу июня 2024 года, а на его основе должны рассматриваться квоты на 2025 год. При этом в пресс-релизе ОПЕК указывается, что Россия будет работать со вторичными источниками для обновления своей квоты на 2025 год, передает «НГ».
Добычу нефти в 2023 году Александр Новак оценивал в 527 млн т после 535 млн т нефтедобычи в 2022 году. Такие цифры называл в ноябре 2023 года в Совете Федерации вице-премьер Новак.
Нефтегазовые доходы российского бюджета в мае 2024 года выросли почти на 40% по отношению к тому же периоду прошлого года. Такие данные сообщил 5 июня Минфин РФ. Ведомство Антона Силуанова ожидает дополнительные нефтегазовые доходы бюджета РФ в июне в объеме 140,7 млрд руб. «Суммарное отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов и оценки базового месячного объема нефтегазовых доходов от базового месячного объема нефтегазовых доходов по итогам мая 2024 года составило минус 69,6 млрд руб.», – сообщил Минфин.
"Нефтегазовые доходы составили 4 951 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (+73,5% г/г), преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть. Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем", - говорится в сообщении министерства.
Размер выплат из бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в мае 2024 года составил 201,7 млрд руб., в апреле – 187,2 млрд руб. В марте 2024 года бюджетные выплаты нефтяникам за обещания сдержанного роста внутренних цен на топливо составили 164,4 млрд руб., в феврале – 127,9 млрд руб., а в январе – 146,6 млрд руб.
Относительное увеличение нефтегазовых доходов РФ в 2024 году во многом объясняется низким уровнем поступлений бюджетных доходов в прошлом году. Именно этот недобор доходов подтолкнул Минфин к отмене бюджетных выплат нефтяникам (так называемого демпфера). Отмена этих выплат спровоцировала в прошлом году рукотворный топливный кризис внутри страны. Чтобы справиться с этим кризисом, в конце сентября прошлого года правительство России впервые в истории ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива. В октябре Минфин был вынужден восстановить бюджетные выплаты по топливному демпферу.
Недобор бюджетных доходов в начале прошлого года объяснялся в том числе и потерей ценовых ориентиров для налоговых и сборов с нефтяников. Из-за этого нефтегазовые доходы в первой половине 2023 года оказались на 47% ниже уровня 2022 года. Именно этой низкой базой и объясняются бюджетные рекорды мая 2024 года.
«Растущая непрозрачность ценообразования на экспортируемую российскую нефть – это одна из ключевых проблем российского нефтяного экспорта», – объяснял Алексей Громов, доцент РГУ нефти и газа им. Губкина. «Предложенный Минфином «костыль» в виде назначаемого дисконта цен на российскую нефть по отношению к мировым ценам не решает проблему», – утверждает Громов.
С тех пор налоговые механизмы для наших нефтяников во многом улучшились. К тому же Минэнерго РФ снова обещает создать собственные автономные ценовые ориентиры для рынков энергоносителей.
Минэнерго РФ поддерживает инициативу по созданию в евразийском пространстве системы биржевых индикаторов цен на энергоресурсы, альтернативной западной, сообщил в четверг заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников на Петербургском международном экономическом форуме. Минэнерго РФ считает, что укрепление сотрудничества в области разработки международных биржевых индикаторов пойдет на благо всем странам – членам ЕАЭС, позволив в будущем «отвязаться» в контрактах, в прогнозных и налоговых целях от индикаторов, применяемых на западных площадках.
Однако при низких нефтяных ценах 2024 года общие поступления в российскую казну, возможно, будут ниже, чем ожидалось. Поступления нефтегазовых доходов в бюджет в текущем году снизятся на 519 млрд руб. по сравнению с прогнозом, учтенным в законе о федеральном бюджете на 2024 год, говорится в пояснительной записке к проекту правительственных поправок в этот документ. Так, согласно принятому закону о бюджете-2024, доходы от нефтегазового сектора ожидались в объеме 11,5 трлн руб.
Между тем агентство Bloomberg отмечает, что нефтяные доходы России выросли в мае, поскольку страна адаптируется к санкциям. Всплеск бюджетных доходов последовал за ростом цен на нефть марки Urals, которая является ключевым экспортным товаром России. Минфин РФ рассчитало майские налоги, исходя из цены на нефть марки Urals в 74,98 долл. за баррель по сравнению с 58,63 долл. год назад, пишет Bloomberg. По его оценкам, нефтяные доходы России могли бы быть выше, если бы они не были снижены «огромными субсидиями производителям топлива в стране». Эти выплаты частично компенсируют нефтепереработчикам разницу в ценах на автомобильное топливо в России и за рубежом.