Правительство России подписало документ, стимулирующий применение полимерно-битумных вяжущих материалов для увеличения срока службы автомобильных дорог. Самое интересное: в Татарстане внедрение данной технологии готовится полным ходом, с опережением пожелания федеральных коллег. Грамотный выбор или хороший инсайд?

В понедельник опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2014 года №126-р. "Об утверждении комплекса мер по стимулированию внутреннего спроса на продукцию нефте- и газохимической промышленности".

Утверждённый комплекс мер направлен на стимулирование внедрения стандартов дорожного строительства с применением полимерно-битумных вяжущих материалов (ПБВ) в целях увеличения срока службы автомобильных дорог.

Игра стоит свеч, ведь применение ПБВ-добавок в асфальтобетонную смесь позволит значительно сократить расходы на текущие ремонтные работы благодаря отсутствию образования колеи и трещин. Срок службы покрытия увеличивается в 2 раза, пишет TatCenter.ru.

Также уменьшаются расходы на ремонт полотна. Для Татарстана это выливается в миллиардные суммы экономии. Средний срок службы дорожных покрытий в республике не достигает 5-6 лет (на практике эта цифра колеблется от 1 до 3 лет), в то время как за рубежом эта цифра достигает 10-15 лет. Существенным недостатком производимых в Татарстане дорожных и строительных битумов (без добавок) являются низкие адгезионно-прочностные и упруго-деформационные свойства. 

Полимерные дороги

В США расходы на эксплуатацию дорожных участков, построенных с применением ПБВ-материалов, за 20 лет оказались на 10-30% ниже, чем там, где использовался обычный битум. В Канаде использование полимерно-битумного вяжущего материала позволило без существенного роста расходов увеличить долю дорог, находящихся в хорошем состоянии, с 43% до 75%.

В Москве применение полимеров при ремонте центральных улиц является обязательным. В Татарстане асфальтобетонные смеси на модифицированном полимерами битуме применялись на различных опытных участках (около 36,5 км) около 10 лет. По наблюдениям дорожных служб, в настоящее время покрытие этих участков находится в хорошем состоянии.

Самое интересное, что в Татарстане давно уже готовятся работать по этой технологии. Так, почти месяц назад на круглом столе в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ обсудили перспективы производства на территории РТ полимерно-битумных вяжущих добавок к асфальтобетонной смеси. О серьезности намерений говорит то, что заседание круглого стола возглавил президент Татарстана Рустам Минниханов.

В Татарстане ПБВ-добавки собираются производить на установке итальянской фирмы "MASSENZA". Правительство Татарстана предлагает наладить производство на НПЗ ОАО "ТАИФ-НК". Напомним, что Татарстан занимает ведущую позицию в России по потенциальным ресурсам природных битумов, которые оцениваются от 1,4 до 7 млрд тонн. Необходимые полимеры можно производить на республиканских предприятиях нефтехимии. 

Потенциальные объемы продаж, которые сможет заполучить "дочка" ТАИФа - огромны. Так, в России выпуск ПБВ-добавок с 2009 по 2013 год вырос в восемь раз. С учетом производительности установки, перспективная доля рынка, на которую может претендовать региональный производитель - 10% российского потребления. 

Повторимся, что это один из важнейших инвестиционных проектов для республики – светят миллиардные суммы экономии. Пока российское правительство только-только пытается подтолкнуть регионы к использованию полимерно-битумных вяжущих добавок, группа компаний "ТАИФ" вместе с татарстанским правительством играет на опережение.

Учитывая тот факт, что в Татарстане проложено 22 тыс. км дорог, из которых более тысячи – федеральные, а общая протяженность автодорог в России – чуть менее 900 тыс. км, необходимо говорить о высокой потребности в качественных мастиках для ремонта существующих автодорог и в улучшенном дорожном битуме при строительстве новых.