акциз

Стали известны подробности доклада, направленного Минфином в правительство 15 января, о стимулировании модернизации НПЗ и отмене повышенных ставок НДПИ. В письме в правительство замглавы Минфина Илья Трунин попросил продлить срок изучения проблемы до 1 мая, обозначив, что стимулом для модернизации НПЗ будет возвратный акциз, однако критерии его предоставления еще предстоит выработать. Вопрос о критериях, видимо, станет одним из двух ключевых в ходе дальнейшего обсуждения.

Наиболее развернутую позицию представило Минэнерго, которое предлагает разработать формулу предоставления обратного акциза на основе трех основных параметров: технического уровня НПЗ (глубина переработки выше 65% и/или наличие вторичных процессов), объемов поставок светлых нефтепродуктов на внутренний рынок, а также «логистического отставания» конкретного НПЗ. Последний параметр должен поддержать заводы, расположенные на обширной территории вдали от границы, прежде всего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, Минэнерго предлагает в перечне «целевых» светлых нефтепродуктов не ограничиваться только товарными бензинами и дизтопливом, но и предусмотреть поддержку выпуска нафты для нужд нефтехимии.

Также свои позиции представили все крупнейшие нефтяные компании, кроме «Роснефти» (40% всей нефтепереработки). ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» представили в целом схожие концепции, согласно которым НПЗ смогут получать обратный акциз на перерабатываемую нефть в зависимости от объемов производства (либо поставок на внутренний рынок) «целевых» нефтепродуктов — как светлых, так и других «квалифицированных продуктов переработки нефти» (масла, битумы и т. д.). «Татнефть» предлагает сходный, но более жесткий подход: обратный акциз смогут получить только НПЗ с глубиной переработки выше 80% на десять лет, размер акциза может составить либо 500 руб. на тонну нефти, либо 1 тыс. руб. в первый год с равномерным снижением до нуля к концу десятилетки. «Сургутнефтегаз» же не поддержал идею обратного акциза, предложив Минфину иной механизм стимулирования — налоговый вычет расходов на модернизацию НПЗ из базы налога на прибыль всей группы «без ограничений на консолидированную группу налогоплательщиков». В докладе Минфина отсутствует позиция «Роснефти», но нефтекомпания в конце ноября направила письмо президенту РФ Владимиру Путину о том, что стоит переложить уплату акциза с НПЗ на АЗС.

Таким образом, ключевые компании, за исключением «Роснефти», в целом поддерживают идею обратного акциза. Однако почти все они, как и Минэнерго, расходятся с Минфином по ключевому пункту — они категорически против ускоренного завершения налогового маневра (обнуления экспортной пошлины на нефтепродукты и соответствующего роста НДПИ), тогда как Минфин готов пойти на предоставление отрицательного акциза для НПЗ только в этом случае.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича подтвердила получение доклада Минфина. В Минфине подтвердили направление доклада, подчеркнув, что «реализацию механизма обратного акциза» следует осуществлять только при отмене вывозных пошлин на нефтепродукты. В Минэнерго заявили, что прорабатывают различные механизмы поддержки переработки. В нефтекомпаниях на запрос “Ъ” не ответили.

Выход светлых нефтепродуктов в РФ составляет 62% по сравнению с 72% в Европе, отмечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. По его словам, Минфин давно хочет отменить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты, что невозможно без компенсаций нефтепереработке, для чего предполагается использовать механизм обратного акциза. «В противном случае половину нефтепереработки надо будет просто закрыть, сегодня положительная маржа НПЗ обеспечивается за счет разницы в ставках вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты»,— говорит аналитик, отмечая, что введение обратного акциза направлено не только на стимулирование модернизации, но и на компенсацию отмены пошлин. При этом важно, чтобы изменения не привели к снижению производства потенциально дефицитных продуктов — бензина, зимнего дизельного топлива и авиакеросина, признает господин Ежов.