Минэнерго ожидает, что около 15% нефтегазовых проектов, реализация которых планировалась в 2015 г., может быть отложена, если сохранятся низкие цены на нефть, сказал министр Александр Новак в интервью «России 24»: «Есть риски того, что при низких ценах какие-то проекты будут отложены вправо. И объем инвестиций будет сокращен». За последние годы в 2 раза выросли затраты на добычу нефти на зрелых месторождениях, сказал Новак на Международном молодежном форуме «Экспедиция Арктика», передает«Прайм».
В пятницу Brent стоил около $58 за баррель, подешевев вдвое с июля 2014 г. Новак считает, что во втором полугодии может начаться рост цен и они стабилизируются на уровне $60-70 за баррель. В пятницу управляющий фондом Temleton Emerging Markets Марк Мобиус заявил, что, по его мнению,«цены [на нефть] повысятся в будущем». Одна из возможных причин, считает он, — сокращение числа работающих платформ в США(в 2013 г. стали третьими по добыче нефти). Другая — «ощущение участников рынка, что цены на нефть упали слишком сильно и слишком быстро».
Пока цены на нефть не восстановятся, компании будут сокращать очевидные вещи: геологоразведку, траты на новые покупки, участие в новых аукционах, перечисляет собеседник «Ведомостей» в одной из нефтяных компаний. В 2015 г. Минэнерго ожидает снижения добычи нефти на 0,6% до 523,5 млн т. Некоторые компании уже сообщили о сокращении инвестиций на этот год: «Лукойл» — на 10-15% до $14 млрд, «Новатэк» — на 15% до 50 млрд руб. (без учета $8 млрд на «Ямал СПГ»). Но, например, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов говорил Bloomberg, что компания не планирует сокращать масштабы бурения.
3 февраля в презентации для инвесторов в Гонконге «Газпром» сообщил, что сдвигает строки запуска завода «Балтийский СПГ» (стоимость — $10 млрд) на 2021 г., а ввод третьей очереди СПГ-завода «Сахалин-2» ($7,4 млрд) — на 2022 г. Ранее оба проекта планировалось запустить в 2018-2019 гг. Тогда же «Газпром» собирался ввести и завод «Владивосток СПГ» ($12 млрд). Но недавно предправления концерна Алексей Миллер сказал, что компания может вовсе отказаться от проекта. «Все СПГ-проекты в работе, но с окончательными решениями мы не спешим», — говорит источник, близкий к «Газпрому».
В августе 2013 г. президент «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что в 2016-2019 гг. «Роснефть» планирует запуск крупных месторождений Ямала и Восточной Сибири: Сузунского, Тагульского, Мессояхской группы, Лодочного, Русского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского и др. Нефть некоторых из них должна была стать ресурсной базой для новых трубопроводов Куюмба — Тайшет, Заполярье — Пурпе. Компании уже начали откладывать проекты, а завершение строительства труб отложено, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков.
Первое, во что сокращаются инвестиции, — это в модернизацию НПЗ, расширение ритейла, непрофильные активы, говорит аналитик UBS Константин Черепанов. Затем наступает очередь проектов, на которых еще не начата добыча, и последнее — действующих месторождений за счет сокращения скважин.
Геологоразведка шельфа мало зависит от цен на нефть, эти работы могут выполняться при любой стоимости нефти, сказал Новак в пятницу. Но есть сложности с привлечением иностранных партнеров. «Роснефть» перенесла на год бурение второй скважины в Арктике — ей нужно найти буровую установку. Платформа West Alpha норвежской NADL пробурила только первую скважину для нее и прекратила работы из-за санкций. Шельф — это стратегическая важная задача, сказал министр: «К 2050 г. на шельфе объемы добычи нефти могут составить 20-30% от общего объема добычи нефти в России».
Представители «Башнефти» и «Газпрома» от комментариев отказались. Остальные компании не ответили на запросы.