Германия всерьез рассматривает вариант полной остановки поставок газа из России. Трубопровод «Северный поток-1» по-прежнему работает на 20% от своей мощности. Это происходит, в частности, из-за того, что до сих пор не урегулирован спор вокруг турбины производства Siemens. Российская сторона утверждает, что партнеры нарушают условия контракта на обслуживание газоперекачивающего оборудования. В результате есть риск, что транзит топлива остановится в любой момент по техническим причинам. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Москва добивается отмены санкций, но Берлин против.

Давно ничего не писали о невероятных приключениях турбины производства Siemens для «Северного потока-1». Впрочем, ее судьба не изменилась — ценное оборудование по-прежнему находится в Германии, на заводе компании в городе Мюльхайм-на-Руре в опечатанном ангаре. Берлин не устает утверждать, что необходимая документация оформлена от сих до сих с немецкой педантичностью. Однако «Газпром», как и раньше, не верит всем этим формулярам и продолжает утверждать, что контракт нарушен — турбина все еще не выведена из-под санкций.

И, кроме того, Рейн обмелел. Как ее привезти? А если баржа на мель сядет? Немцы парируют, мол, доставим автомобильным транспортом, однако на этом диалог заканчивается. Но при этом «Северный поток-1» все еще работает, пусть и на 20% своей мощности. Немцы откликнулись на призывы правительства и экономят. В бассейны не ходят — купаются в реках, благо погода жаркая. Кондиционеры не включают — страдают, но терпят. А газовые хранилища тем временем заполняются.

Между тем власти в Берлине уже всерьез рассматривают вариант прекращения поставок из РФ. Они к этому готовы. Да, будет плохо, но не смертельно — оденемся потеплее. Угольные станции уже работают — с высокой долей вероятности в итоге включат и АЭС. Построим терминалы по приему сжиженного природного газа, а там и чистая энергетика спешит на помощь.

Главное состоит в том, что канцлер Германии Олаф Шольц и его кабинет в целом отказываются идти на какой-либо дальнейший компромисс с Россией — вступать в переговоры, снимать санкции. То есть никакой политики. Вам нужна турбина — вот она, не нужна — дело ваше. Все, конечно, может измениться. Но нельзя исключать, что российский газ и вовсе не понадобится. Не сейчас, так через год-два.

И даже не надо вводить санкции — просто скажут: извините, в ваших услугах больше не нуждаемся. Россия таким образом лишается немалой части валютных поступлений. Если на этом фоне серьезно упадут цены на нефть, тогда риски возрастают еще больше. Западу брошен серьезный вызов: что вам важнее — комфорт, сытая жизнь или идеи? Вы готовы мерзнуть ради ваших общечеловеческих ценностей — свободы и демократии? Вот и проверим их на прочность.

Утверждать что-либо пока рано, однако дело идет к тому, что Запад готов держать удар. Можно, конечно, цинично заметить, мол, время рассудит — хорошо говорить, пока лето на дворе. Так что не будем опережать события. Но там тоже есть ответственные товарищи, которые не сидят сложа руки — работают. Тем более Германия не одна — у нее есть союзники, ведь не зря же Запад называют коллективным.