Nord Stream 2, проектная компания и оператор газопровода «Северный поток-2», который должен пройти по Балтийскому морю из России в Германию, не направлял властям Дании просьбу о внесении изменений в разрешение на строительство трубопровода, чтобы его можно было достроить, несмотря на санкции США. Об этом сообщили в пресс-службе Nord Stream 2 и подтвердил представитель Датского энергетического агентства (Danish Energy Agency, DEA).

Ранее агентство «РИА Новости» сообщило, что Nord Stream 2 в начале января подал заявку в Датское агентство по охране окружающей среды (Danish Environmental Protection Agency, DEPA) и обсуждает с ведомством возможность строительства газопровода с использования «тандемов» — якорных трубоукладочных барж совместно с судами, оборудованными системой динамического позиционирования (безъякорной). По информации агентства, для этих целей планируется использовать трубоукладчики, принадлежащие российской государственной компании «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), — «Фортуна» и «Дефендер» — вместе с буксирами Kamara (принадлежит нидерландской Boskalis, ходит под флагом Мальты) и Mustang (входит в состав флота МРТС, ходит под флагом Кипра). Kamara, согласно ее техническим характеристикам, обладает системой динамического позиционирования; о Mustang такой информации нет. 

«Такой заявки (об использовании «тандемов») не подавалось», — сообщил представитель Nord Stream 2. Представитель DEPA переадресовал запрос РБК в DEA, в этом агентстве сообщили, что также «не могут подтвердить эту историю».

Как можно достроить «Северный поток-2»

Из ответа DEA на запрос следует, что предложение Nord Stream 2 по достройке «Северного потока-2» с использованием «тандемов» в принципе может быть рассмотрено.

В разрешении на строительство «Северного потока-2» в территориальных водах Дании, которое DEA выдало Nord Stream 2, указывалось, что укладка труб должна осуществляться с использованием судна, оборудованного системой динамического позиционирования. Но представитель DEA напомнил, что первый газопровод «Северный поток» по дну Балтийского моря, который «Газпром» с партнерами запустили в 2011 году, строился якорными судами (маршрут «Северного потока-2» практически полностью повторяет маршрут действующего газопровода). Поэтому Nord Stream 2 может представить и альтернативное предложение — по возможному использованию других судов, не оборудованных системой динамического позиционирования, для строительства «Северного потока-2», добавил представитель DEA.

Согласно Российскому морскому регистру судоходства, системами динамического позиционирования оборудованы несколько буксиров, ходящих под российским флагом («Нептун», «Сивуч», «Нарвал»), но все они оснащены системами DYNPOS-1 или DYNPOS-2 (не относятся к максимальной степени надежности). Есть по меньшей мере два судна с максимально надежной системой DYNPOS-3 — трубоукладчик «Академик Черский» и «Эверест» ледового класса (принадлежит МРТС). «Эверест» находится в порту Сингапура, туда же направляется из Находки и «Академик Черский».

Какие есть риски у поставщиков судов

«Суда с динамическим позиционированием отличаются от якорных тем, что позволяют фиксировать судно в точке, не касаясь дна и при этом подруливать к месту работ. В динамике, которую требует укладка труб, работать с якорной системой технически очень сложно; кроме того, оказывается воздействие на значительную площадь дна», — поясняет глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Датские регуляторы поставили условием использование именно таких судов без якоря, поскольку на дне Балтийского моря до сих пор лежат боеприпасы времен Второй мировой войны, а также экологи выступали против нарушения морской экосистемы.

Григорьев сомневается, что европейские суда (буксиры с системой динамического позиционирования) будут участвовать в проекте с санкционными рисками. «Возможно, «Газпром» отправил «Академика Черского» в Сингапур для переоборудования для будущей работы по укладке «Северного потока-2», но помимо переоборудования для этого потребуется также аттестация и освидетельствование», — отметил он.

Лазеек по уходу от санкций у компаний, чьи суда будут достраивать «Северный поток-2», практически нет, отмечает партнер петербургского офиса юридической фирмы «Борениус» Артем Жаворонков. Если «Газпром флот» напрямую предоставит свое судно (например, «Академик Черский») для достройки «Северного потока-2», компанию с большой вероятностью внесут в санкционный список, поскольку такая деятельность будет прямо нарушать оговоренный в законе запрет, говорит он.

«Если же начать выдумывать и передавать активы прокладочным компаниям, это подпадает под определение обхода или ухода от санкций, что также приведет к включению таких структур (а, возможно, и их менеджмента) в санкционные списки. И если будет формальная передача судна другой организации, «Газпром флот» тоже скорее всего попадет под санкции по основанию целенаправленного их обхода», — указывает Жаворонков. В законе о санкциях в отношении Nord Stream 2, введенных в конце 2019 года, прописано, что потенциально наказуемыми являются в том числе «обманные или структурированные сделки по предоставлению судов» для строительства газопровода.