автопром

Производство автомобилей падает вместе со всеми остальными отраслями промышленности. Ситуация в машиностроении - это наглядная иллюстрация проблем, с которыми сталкивается производство: высокие ставки по кредитам, девальвация рубля, растущая стоимость автокомпонентов и неопределенная экономическая ситуация. В результате, например, в августе производство грузовых автомобилей сократилось на 30%.

Свежие цифры Росстата не дают повода для оптимизма, который правительство проявляло в начале этого года. Тогда глава министерства экономического развития Алексей Улюкаев предполагал, что кризис сократит выпуск продукции в натуральном выражении лишь на 1,3%. Однако, как показывает статистика, рецессия в промпроизводстве продолжается. Так, за январь-август этого года оно упало на 3,2% к аналогичному периоду и на 4,3% год к году.

По данным Росстата, в январе-августе этого года производство легковых автомобилей снизилось на 26% по сравнению с первыми восемью месяцами прошлого года. Производство грузовиков за этот же период сократилось чуть меньше, но тоже существенно – на 22,4%.

При этом, в августе сложилась особенно печальная картина. Так, производство грузовых автомобилей в последнем летнем месяце сократилось на 30,3% по сравнению с августом прошлого года и на 34% по сравнению с предыдущим месяцем. Производство автобусов в августе снизилось на 14,2%.

Темпы производства автомобилей снижаются из-за падения продаж. «Темпы продаж коммерческих автомобилей - четкий показатель деловой активности в стране, - говорит президент ГК «Энергия» Сергей Гуськов. 

В этих условиях бизнес, естественно, откладывает любые инвестиции на неопределенный срок, производство падает. Все это можно было легко предсказать».

Цифры аналитического агентства «Автостат» также говорят о снижении производства. Если рассматривать производство новых грузовых автомобилей, то за август этот года было выпущено на 40,5% меньше машин, чем в августе 2014-го, подсчитали в агентстве.

Объем российского рынка новых легких коммерческих автомобилей (LVC) за тот же период сократился на 28,2%. Больше всего продаж этой техники в августе было зафиксировано у двух отечественных брендов – ГАЗ (производитель - «Группа ГАЗ», входящая в «Базовый Элемент» Олега Дерипаски) и УАЗ (завод входит в холдинг Sollers Вадима Швецова), говорится в отчете агентства. Они реализовали 2800 и 1300 новых автомобилей соответственно. Самыми популярными моделями в августе были «ГАЗель Next», «ГАЗ-3302» и Mercedes Sprinter.

При этом даже лидеры рынка прогнозируют дальнейшее падение продаж. Как рассказал глава «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, он ожидает в этом году в целом снижения рынка LCV на 40% и падения собственных продаж.

Производители приспосабливаются

В ситуации, когда из-за девальвации рубля цены на автомобили в России растут, доходы бизнеса падают, кредиты выдают по запредельным ставкам, а в ближайшей перспективе улучшения ситуации не предвидится, производители вынуждены приспосабливаться к изменившимся условиям рынка.

Так, в интервью «Газете.Ru» ранее директор Peugeot, Citroen, DS по региону Фредерик Вюарен рассказал, что сегмент городских автомобилей, в котором компания представлена главным образом в России, просел на 56%. В результате в компании сильно упали продажи Peugeot 408. Кроме того, компании пришлось сократить импорт автомобилей из Франции из-за роста курса евро. В этой ситуации стратегию развития в России компания строит, исходя из задачи сохранения рентабельности. «Сейчас мы так перестроили нашу структуру и ее функционирование, чтобы сократить финансовые издержки и избавиться от излишних потерь, - рассказал Вюарен. - И так мы стали рентабельными, несмотря на то, что цифры говорят о том, что продаж мало». По его словам, компании пришлось отказаться от запуска новых моделей, сократить расходы на рекламу и повысить эффективность вложений.

У российских производителей - схожие проблемы. Так, группа КамАЗ в 2015 году планирует получить чистый убыток по МСФО в размере 3,59 млрд рублей, сообщила ее пресс-служба.

Минувшим летом КамАЗ, чтобы повысить рентабельность, уже пошел на сокращение рабочего времени персонала: так, из-за слабых продаж в июне руководством был подписан документ о вынужденном простое без присутствия на рабочих местах с оплатой в размере 2/3 средней зарплаты, а в августе компания и вовсе отправила своих сотрудников в корпоративный отпуск.

«Группа ГАЗ», в свою очередь, столкнулась с проблемой реализации автобусов. «Наиболее сложным для нас на сегодняшний день является дивизион автобусов, потому что его клиенты - это, как правило, крупные муниципалитеты, городские администрации, у которых нет денег, чтобы финансировать покупку автобусов, - говорит президент «Группы ГАЗ». - Остальные дивизионы идут или в соответствии с бизнес-планом, или лучше». 

В августе начались продажи автомобилей «ГАЗель NEXT» в Сербии, а к концу года компания планирует наладить поставку машин еще в три страны юго-восточной Европы: Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину. «Старт продаж на Балканах – это, по сути, первый шаг ГАЗа к выходу на европейский рынок», - комментирует Сорокин.

Подтверждение одного из «антикризисных» пунктов стратегии – обновление модельного ряда – «Группа ГАЗ» представила сразу семь новых моделей поколения NEXT. Особый акцент был сделан на цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT». С выпуском этой модели компания заявляет о выходе на новый для себя сегмент коммерческого транспорта, в котором раньше были представлены только зарубежные производители, – с объемом грузового отсека более 13 куб. м (в таких машинах человек может встать в полный рост - прорыв заключается в том, что до этого российские производители не выпускали подобных автомобилей).

Из него исчезли слово «ГАЗ» и силуэт зубцов нижегородского кремля. Символ компании – олень – сохранился. До конца года с новым логотипом компания начнет выпускать все модели ГАЗ линейки NEXT и новые автобусы, поэтапно сменится фирменный стиль и в автосалонах. По мнению Сорокина, новый логотип улучшит восприятие продукции за рубежом: раньше этому мешала, в том числе, русская аббревиатура ГАЗ – при написании ее латиницей могли возникнуть ошибочные ассоциации. 

Как оживить рынок

«Положительный эффект от господдержки почувствуют на себе не только потребители и производители автомобилей, но и производители автокомпонентов, дилеры, а также учреждения банковской сферы и лизинговые компании», - заявлял весной этого года глава Минпромторга Денис Мантуров.

В группе КамАЗ главную причину того, что рынок так сильно просел, видят в «потере розницы». «Те клиенты, которые покупали по одному-пять автомобилей, сегодня не покупают ничего», - цитирует издание «Бизнес.Онлайн» слова представителя пресс-службы компании.

В «Группе ГАЗ» говорят о других проблемах, мешающих росту продаж автомобилей. «Нас беспокоит отсутствие программы замены старого автомобиля на новый, которая перестала существовать 1 июля, - объясняет Вадим Сорокин. - Наши автобусы пользуются спросом, но мы на сегодняшний день оказались единственным автопроизводителем, у которого нет денег, так как выделенный бюджет мы израсходовали, нового нам не дают, в то время как другие компании имеют возможность растягивать программу до конца года. Это приводит к тому, что наши клиенты думают, что это ГАЗ ведет себя так нелояльно и пытается подождать».

Традиционно на продажи коммерческой техники позитивно влияют программы по утилизации и программы льготного кредитования, говорит Сергей Гуськов.

По словам члена президиума генсовета «Деловой России» Сергея Фахретдинова, рынок перевозок легким и грузовым транспортом, основные игроки которого - представители малого бизнеса, - можно было бы оживить за счет введения таких программ поддержки как субсидии на закупку грузового транспорта российского производства, а также развитие лизинговых программ.

Помочь повысить продажи автомобилей могло бы ограничение конкуренции извне и стимулирование обновления автопарка, говорит, в свою очередь, заместитель генерального директора, управляющий партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Дмитрий Коляков. «Меры поддержки обновления авторынка должны быть завязаны на экологических стандартах и ограничении срока службы автомобиля. Что касается стимулирования продаж отечественного коммерческого транспорта, то тут логично создать условия, при которых компании и подрядчики, использующие в работе отечественную технику, будут иметь привилегированные условия получения грантов и госзаказов, эта же мера могла бы стимулировать малый бизнес закупать отечественную технику», - резюмирует он.

По мнению аналитика ИФК «Солид» Елены Юшковой, правительство могло бы обязать все государственные предприятия и госслужбы закупать для служебного пользования исключительно отечественные автомобили.