В ближайшие годы отрасль нефтехимии в России будет регулярно расти на 4%.
При этом будет меняться структура потребления нефтяного сырья, продолжая концентрироваться на внутреннем рынке и идти в продукты с высокой добавленной стоимостью, об этом директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Антон Рубцов рассказал на форуме «Российская энергетическая неделя», сообщается в пресс-релизе Росконгресса.
Компании рассматривают малотоннажную химию как путь для диверсификации, пишет plastinfo.ru. «Часть нашей стратегии — это определенная диверсификация — вход в средне- и малотоннажную химию», — член правления — управляющий директор по развитию и инновациям «СИБУР» Дарья Борисова.
«Главная стратегическая цель — наращивание нетопливного сегмента и диверсификация продуктового портфеля, чтобы быть более защищенными с точки зрения рынков сбыта, маржи. Нефтехимия в этом плане является логичным следующим шагом. Однако крупнотоннажная нефтехимия… в последние годы стала конкурентной средой. В то время как специальная химия остается быстрорастущей и дефицитной», — генеральный директор «Газпромнефть — Промышленные инновации» Михаил Никулин.
«Вопрос поставок через Балтику и Черное море. Созданные барьеры бьют на удорожание логистики для конечных потребителей. Большая часть мира заинтересована в российской продукции, поэтому мы должны планомерно работать. Мы развиваем железную дорогу, портовые мощности. Идет работа по формированию новых каналов, и это не только Восток», — директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Антон Рубцов.
«Вызовы — это и уход лицензиаров, отсутствие технической, технологической поддержки, потом по пусконаладке, по запуску этих производств, уход партнеров, необходимо перепроектирование и поиск новых партнеров, поиск новых решений для завершения этих проектов. И это пересмотр вендоров, которые планировали поставки, с недружественных на дружественные страны», — член правления — управляющий директор по развитию и инновациям «СИБУР» Дарья Борисова.
«Если говорить про перспективные вещи — и крупнотоннажные нефтехимические производства, и малотоннажная химия, — то там мы вынуждены будем заменять собственными разработками решения западных лицензиаров», — генеральный директор «Газпромнефть — Промышленные инновации» Михаил Никулин.
«У нас возникает проблема, о которой мы почему-то не говорим. Все технологии были зарубежные, и большая часть оборудования тоже зарубежная. По многим позициям мы это оборудование не то что не можем производить, мы не знаем, как его сконструировать, секрет утерян», — директор ФГБУН «Институт нефтехимического синтеза имени А. В. Топчиева Российской академии наук» Антон Максимов.
Достижение импортонезависимости
«Риски велики — нужно, чтобы они были разделены между государством и компанией. Большую часть рисков все равно должно на себя взять государство на опытно-промышленных установках. Даже дойдя до опытно-промышленной установки, вероятность не 100% реализации технологий», — директор ФГБУН «Институт нефтехимического синтеза имени А. В. Топчиева Российской академии наук» Антон Максимов.
«Консолидация усилий отрасли и государства сегодня как никогда стоит остро для формирования единого реестра отраслевого заказа. Никто, кроме государства в лице Минэнерго, Минпрома при поддержке Минфина, наверное, сегодня не сможет разделить эту ответственность между отраслью и выбрать лидера направления в том приоритетном портфеле проектов, которые сегодня есть, и выбрать компанию-лидера, которая в связке с научным институтом будет развивать эти проекты», — заместитель генерального директора — руководитель дирекции Аналитического центра ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Денис Дерюшкин.
Сотрудничество компаний с государством
«Думаю, что с отраслью нужно подумать над инструментами, которые дают различные межправительственные комиссии и соглашения. В нефтехимии, думаю, достаточно мало уделяли этому внимание. Еще одна из мер, которая тоже рассматривается, это возможность разработки механизма демпфера на полиолефины, для того чтобы у государства появился действенный механизм сдерживания цен на пластик, полимеры, на конечную продукцию для потребителей», — директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Антон Рубцов.
«Еще одна из мер, которая тоже рассматривается, это возможность разработки механизма демпфера на полиолефины, для того чтобы у государства появился действенный механизм сдерживания цен на пластик, полимеры, на конечную продукцию для потребителей», — сообщил директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина Денис Борисов.
«Чтобы отрасль росла и развивалась, точно так же, как необходимо иметь сырье, технологии и оборудование, важно развитие потребления и переработки внутри Российской Федерации. А это значит, что у наших потенциальных клиентов должны быть финансовые, технологические и сбытовые возможности не только в России, но и за ее пределами, тогда эта цепочка будет выстраиваться», — член правления — управляющий директор по развитию и инновациям «СИБУР» Дарья Борисова.