Правительство решило оставить без изменений поставленную президентом РФ Владимиром Путиным цель довести грузопоток Севморпути до 80 млн тонн к 2024 году. Достижение этой цели теперь будет в основном зависеть от нефтяного проекта «Восток ойл» «Роснефти» — как заявляется, он немедленно после запуска в 2024 году должен обеспечить сразу 30 млн тонн грузов. Как именно будет достигнут такой объем, остается неясным: на данный момент этому не соответствуют ни имеющаяся у «Роснефти» добыча нефти в регионе, ни транспортная инфраструктура. Создание трубопровода, арктического порта и танкеров за столь короткий срок будет крайне сложной задачей, считают эксперты.

Правительство решило не корректировать паспорт федерального проекта «Северный морской путь» и сохранить целевой показатель в 80 млн тонн грузопотока к 2024 году, следует из итогов совещания, состоявшегося 21 октября в Мурманске под председательством премьера Михаила Мишустина. Именно такой уровень был обозначен в одном из «майских указов» Владимира Путина в 2018 году.

Выполнение плана в большей степени будет зависеть от СПГ-проектов НОВАТЭКа, который собирается нарастить грузопоток до 35,5 млн тонн к 2024 году с 21,4 млн тонн в 2020 году. Это меньше 46 млн тонн, которые компания обещала в 2019 году, поскольку сроки ввода нового проекта «Обский СПГ» из-за ситуации на рынке были сдвинуты на два года. Кроме того, из изначальных планов полностью выпал проект «Востокуголь» Дмитрия Босова, который должен был дать в 2024 году 19 млн тонн грузов, но заглох после гибели бизнесмена в мае.

В результате в сентябре «Росатом», как писал РБК и подтвердили источники, предлагал снизить план по загрузке СМП к 2024 году до 60 млн тонн. «Росатом» исходил из того, что проект «Восток ойл» — совместное начинание «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова по добыче нефти на Таймыре — в 2024 году даст грузопоток в 9,25 млн тонн, а в 2025 году — 25 млн тонн. Из этого объема 5 млн тонн будет приходиться на таймырскую нефть Пайяхского месторождения, а остальное — на нефть Ванкорского кластера «Роснефти», которая будет поставлена на Таймыр по будущему нефтепроводу длиной 600 км. Однако правительство в итоге решило целевой показатель не менять, а «дыру» закрыть проектом «Восток ойл».

Как заявил 21 октября глава Минвостокразвития Александр Козлов, проект даст 30 млн тонн грузопотока уже в 2024 году. В «Роснефти» подтвердили, что добыча «Восток ойла» к 2024 году составит 30 млн тонн. Еще в мае нефтекомпания оценивала этот показатель в 25 млн тонн.

Как пояснил господин Козлов, проект «Роснефти» и соинвесторов «Восток ойла» проходит фазу «активной подготовительной работы». Сославшись на данные «Роснефти», министр сообщил, что развернута программа геологоразведочных работ, завершаются инженерные изыскания и проектирование нефтепровода, спроектирован морской терминал и объекты вспомогательной инфраструктуры, заключен обязывающий договор с «Интер РАО» на строительство «под ключ» объектов генерации и электросетей. Также Александр Козлов добавил, что транспортировка нефти будет осуществляться танкерами постройки верфи «Звезда». Речь идет о контракте на десять судов от октября 2017 года между «Роснефтефлотом» и «Таймырнефтегазом».

Суда строятся совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries, их передача запланирована с 2023 года. Но, по словам собеседников, такого числа танкеров будет достаточно только для перевозки примерно 5 млн тонн с Таймыра.

По данным “Ъ”, «Роснефть» прорабатывает в перспективе строительство на «Звезде» до 50 арктических танкеров, но все эти суда не могут быть сданы уже к 2024 году.

Без учета влияния коронавируса проведенная в 2020 году подготовительная работа позволяет при бесперебойном финансировании осуществить запуск нефтепровода и терминала к концу 2024 года с началом отгрузки товарных партий в 2025 году, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, признавая, что и эти сроки выглядят очень оптимистичными. Но, если коронавирус ограничит возможность начать строительные работы в 2021 году, то высока вероятность смещения сроков на 2025–2026 годы, считает эксперт. По его словам, наиболее близкий аналог нефтепровода с Ванкора — нефтепровод Заполярье—Пурпе протяженностью 488 км с пропускной способностью до 45 млн тонн — строился как раз четыре года.

Кроме того, есть риск нехватки нефти для заявленного грузопотока. За 2019 год добыча на Ванкорском, Сузунском, Тагульском месторождениях составила 18 млн тонн. Крупнейшее месторождение кластера — Ванкорское — уже прошло пик добычи, и предполагается, что к 2024 году она уменьшится (за 2019 год снижение составило 13%). Объявленный объем в 30 млн тонн добычи нефти в 2024 году в три раза превосходит согласованный с комиссией Роснедр совокупный объем добычи на месторождениях Пайяхское, Сузунское, Тагульское и Лодочное и в полтора раза — если учитывать и Ванкорское месторождение, говорит глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Очевидно, отмечает он, что в своих планах «Роснефть» учитывает как возможность пересмотра геологических моделей и схем разработки месторождений, так и ввода новых участков, например, Западно-Иркинского.