В Калужской области могут окончательно закрыться заводы двух европейских автопроизводителей. 19 октября СМИ сообщили о том, что компании Volvo и Volkswagen активно ищут покупателей на свои российские активы.

У шведского бренда в Калуге есть завод по сборке грузовиков, а у немецкого — популярных легковых автомобилей. Оба предприятия находятся в простое после начала боевых действий на Украине, как и ряд других иностранных промплощадок.

Почти все они объясняли свои решения невозможностью вести бизнес из-за проблем с поставками. Но почему за восемь месяцев автопроизводители так и не смогли найти способы возобновить свою работу? Разбирался Владислав Викторов.

Конвейеры на заводе Volvo в Калуге заработали в 2009 году. По мировым меркам это предприятия считалось одним из самых передовых. Собранные там кабины для грузовиков шли в том числе и на экспорт. По оценкам «Автостат инфо» в 2021 году Volvo продала почти 6 тыс. грузовиков, что, кстати, не самый лучший результат. Пандемия сильно повлияла на работу предприятия, а события на Украине усугубили положение.

Поэтому продажа завода, скорее, вынужденная мера, говорит руководитель PR-направления компании «Газпромбанк Автолизинг» Артур Саруханов: «Проблемы с поставками наблюдались с конца 2020-го из-за ограничений по всему миру. Производство простаивало и на других площадках, которые в том числе поставляли комплектующие на завод в Калуге. Если говорить про 2020 год, то доля рынка Volvo в сегменте тяжелых грузовиков была 6%, в 2021 году — уже 5,7%. Сейчас, к сожалению, марка не входит даже в топ-10. Volvo просто стала заложником ситуации».

В Минпромторге заявляют, что о перспективах завода Volvo говорить пока рано. Но источники «Ведомостей» утверждают, что полная продажа российского бизнеса компании должна состояться до первого квартала 2023 года. Возможно тогда же и Volkswagen избавится от своего завода в Калуге.

Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung утверждает, что немцы активно ищут покупателя. Причина в том, что в нынешних условиях автопроизводитель не может прогнозировать сроки возобновления работы предприятия. Изначально оно ушло в простой из-за логистических трудностей. И это стандартная формулировка для всех иностранных компаний.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что искать здесь только политический подтекст неправильно: «24 февраля я был на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, и уже тогда в огромном количестве стояли машины, которые ждали доукомплектовывания.

Все эти проблемы были, и с ними боролись. Но по мере того, как начали закрываться границы, усложнилась логистика, денежные переводы даже между подразделениями одной и той же компании».

За год в России приостановили работу семь автозаводов — это, например, Mercedes-Benz, Hyundai, Toyota, Nissan и Renault. Часть из них либо продали свои площадки, либо планируют это сделать. Немалую роль сыграли и санкции. Хотя формально, в случае с европейскими машинами, запрета на поставки всех моделей нет, но риски слишком велики.

Тем более, что Россия никогда не была главным рынком для многих производителей, говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Российский рынок для кого-то занимает 1% от глобального мирового, а для кого-то — 2%.

Подпасть под санкции и получить проблемы в США или Европе или еще каких-то рынках никто не хочет — для них это финансово хуже, чем потерять 1%. То есть сейчас проще уйти и дождаться разрешения этого конфликта — это же дипломатия».

Главным бенефициаром в этой ситуации собеседники “Ъ FM” называют китайских автопроизводителей, которые уже активно захватывают российский рынок. Но, как ни странно, даже лидеры продаж, например, Chery не слишком торопятся занимать освободившиеся площади.