РЖД переработка масел

«Российские железные дороги» знают, как сэкономить до 20% на моторных и трансмиссионных маслах для подвижного состава за счёт их грамотного рециклинга. 

Сегодня в локомотивном парке РЖД одних только тепловозов – пассажирских, грузовых и маневровых – более 10 тыс. Три четверти из них постоянно находятся в рейсах, «на ходу». Это основная тягловая сила железнодорожного транспорта. Тепловозы независимо от марки и сложности конструкции, кроме топлива, потребляют ещё и значительные объёмы масла. А его необходимо не только регулярно добавлять и менять, но и утилизировать. На этом завершающем этапе жизненного цикла масла РЖД могут и должны прилично заработать. Тем более что объёмы ежегодно закупаемого для локомотивного хозяйства тепловозного масла позволяют действовать с размахом (в 2013 году – 88217,85 тонны, за три квартала 2014-го – 60528,79 тонны). Переработки, или так называемой регенерации, ждут сотни тысяч тонн ценнейшего сырья. И технологии для этого есть. 

Пока же путевые хозяйства сдают «отработку» в разного рода хранилища (не всегда, впрочем, надёжные), а то и просто сливают в землю, отравляя и загрязняя почву, грунтовые и поверхностные воды. 

Проблема эта для нашей страны (и мира в целом) не новая. Современные технологии регенерации позволяют восстанавливать до уровня качественных базовых масел 70–85 и даже 90% исходного сырья. Впоследствии полученный таким образом смазочный материал можно перерабатывать ещё минимум дважды. Кстати, при переработке сырой нефти выход товарных масел часто не превышает 10%. 

Выгода ещё ощутимее, если довести норму сбора отработанного масла до 35–54%. Тогда энергозатраты на его очистку и восстановление становятся в 20 раз меньше тех, что идут на производство таких же объёмов масла из нефти. 

Сейчас независимые эксперты просчитывают экономический эффект от предполагаемых новаций в сфере сбора и рециклинга отработанных масел, а также уточняют детали технологии и логистики процесса. Пока всё говорит за то, что таким образом «Российские железные дороги» могли бы получать до 20% высококачественных масел от общего необходимого объёма. 

На сегодня и российская, и общемировая статистика по этой крайне деликатной теме достаточно расплывчата. 

В Советском Союзе, например, сбор и утилизация отработанных масел системно начались с 1930 года, когда их порядок был определён приказом ВСНХ. В более поздние годы работу организовывало ВО «Вторнефтепродукт» при Госснабе СССР. В 1980-х в стране был достигнут высокий уровень сбора и утилизации отработанных масел, который к началу 1990-х годов достиг 1 млн 700 тыс. тонн в год. Затем объёмы стали по понятным причинам неуклонно снижаться и в 1994 году упали до 470 тыс. тонн. В дальнейшем тенденция продолжилась. А это значит, что «недособранное» масло просто сливалось в сточные канавы либо уходило на чёрный рынок. В итоге убытки для государственной экономики плюс экологический урон. Сейчас чёткой картины в целом по стране на этот счёт не существует. 

Что касается планетарного масштаба, то общая масса технических масел, поступающих в отходы в течение года во всём мире, оценивается примерно в 40 млн тонн. Только половина из них собирается. Перерабатывается не более 2 млн тонн, или около 5% от общего объёма. 

Отношение к проблеме неоднозначное. Наиболее «продвинутые» страны в среднем перерабатывают 30–40% отработанных масел с высоким качеством товарной продукции на выходе. В ЕС с 1975 года базовым документом, определяющим отношение к утилизации «отработки», является Директива 75/439/ЕЕС с массой поправок к ней. Документ регламентирует создание целостной системы сбора, транспортировки, хранения и переработки без вреда для окружающей среды. Отработанные масла рассматриваются не как отходы, предназначенные к уничтожению, а как ценный сырьевой продукт, подлежащий тщательному вторичному использованию. Приоритетной технологией является регенерация: экологически и экономически она считается наиболее оправданной. Каждая страна – член ЕС должна раз в 3 года отчитываться по этой теме перед специальной комиссией. 

По части регенерации для Европы страной – эталоном для подражания является Великобритания. В рамках мощной программы Oil Bank Line она регенерирует до 86% всех отработанных нефтепродуктов. Одних только малогабаритных установок по регенерации технических масел в Соединённом Королевстве больше тысячи. Они располагаются при пунктах сбора вторичного сырья. Серьёзные достижения в этой сфере достигнуты также в Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурге. 

Глобальные производители моторных масел активно продвигают на рынок бренды, в состав которых входит значительный процент регенерированного продукта. В Канаде фирма с мировым именем продаёт линейку своих товаров, где доля восстановленного масла составляет до 50%. Во Франции поставщикам смазочных материалов законодательно предписано использовать в их составе до 15% «регенератов». Их включают в свою продукцию и некоторые производители масел Италии и Германии, у которых, в свою очередь, закупаются массовые автосборочные производства. 

Вот очевидное доказательство того, что регенерированное, восстановленное – не значит низкосортное. Это обычные качественные базовые масла с определёнными характеристиками, как и новые. И использовать их – прямая экономическая и экологическая выгода. В том числе и для «Российских железных дорог», передает Гудок.